• «Перекусывают сетку только контрабандисты». Зачем Латвии дорогой забор на границе с Россией

    Латвия построила на границе с Россией 93-километровый забор с колючей проволокой. По оценкам опрошенных «360» экспертов, обслуживание только этого участка обойдется в миллиарды.
    «Перекусывают сетку только контрабандисты». Зачем Латвии дорогой забор на границе с Россией

    Отгородиться от мигрантов

    В 2015 году было принято решение об укреплении и модернизации 282,6 километра латвийско-российской границы. Проект включал в себя возведение деревянных мостков, патрульных троп, контрольных полос и забора, который на отдельных участках должен достигать 2,7 метра в высоту. Стоимость модернизации, по предварительным подсчетам, составляла 21 миллион евро. Эти меры должны были помешать мигрантам нелегально попадать в страну.

    «До 31 декабря 2018 года обустроена пограничная полоса длиной 207 километров и построены изначально запланированные 93 километра забора. Обустройство пограничной полосы планируется завершить в 2020 году», — сообщала служба погранохраны.

    Упомянутые 93 километра оснастили видеокамерами и датчиками движения. Пограничники доложили, что количество нарушений заметно снизилось. Власти решили подобным образом модернизировать еще 100 километров границы, но пока не выделили дополнительные 5,6 миллиона евро, которые для этого нужны.

    Как сообщило РИА «Новости», на границе Латвии с Россией находятся 10 отделений Госпогранохраны длиной 22-40 километров. На каждом служат 27-53 сотрудника.

    Ранее начальник Государственной пограничной службы Нормунд Гарбарс высказывал надежду, что заграждение облегчит работу пограничников. Но признавал, что полностью предотвратить незаконное пересечение границы не удастся.

    Латвия также намерена переоборудовать в 2018–2023 годах 173 километра границы и с Белоруссией, потратив 27,6 миллиона евро.

    Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук и профессор Николай Межевич в интервью Sputnik Латвия назвал строительство забора неоправданным ни экономически, ни с точки зрения борьбы с миграцией. Он отметил, что это строительство нельзя назвать рациональным.

    «Перед нами, я бы сказал так, параноидальный страх, а он не имеет под собой рациональных оснований и не нуждается в них. Кроме того, подобные действия позволяют консолидировать общество. Проще всего бороться с той угрозой, которой реально нет, чем с теми угрозами, которые есть, но бороться с которыми трудно», — подчеркнул Межевич.

    «Перекусывают сетку только контрабандисты». Зачем Латвии дорогой забор на границе с Россией | Изображение 1
    Источник фото: start-7.ru

    Неподъемное бремя

    «360» попросил специалиста по безопасности оценить, насколько полезен латвийский забор. Виталий Зиновьев, директор московского представительства компании «Старт-7», которое занимается установкой систем охраны периметра, отметил, что строительство забора на границе просто смешно.

    «Любой рядовой сотрудник СОБРа обязан за считаные секунды преодолевать любое препятствие. Перекусывают сетку в нескольких местах только неподготовленные люди, контрабандисты. За счет камер видеонаблюдения и тепловизоров можно, конечно, отследить передвижение машины или человека в сторону границы. После этого высылается отряд пограничников, который тоже далеко не всегда успевает пресечь незаконное проникновение», — сообщил Зиновьев.

    «Перекусывают сетку только контрабандисты». Зачем Латвии дорогой забор на границе с Россией | Изображение 2
    Источник фото: start-7.ru

    Он добавил, что власти Латвии взвалили на себя неподъемное бремя по строительству очень дорогого сооружения, которое к тому же надо обслуживать.

    «По опыту могу сказать, что километр границы с дружественно настроенными странами — Арменией или Киргизией — России обходился в три-четыре миллиона рублей. Но Латвия нас таковыми не считает, значит, потребуется более сложное оборудование. Нужны огромные тепловизоры хотя бы на каждые 1,5-2 километра. Изображения с них должны обрабатываться, ведь это может быть медведь или собака. Следовательно, нужна спецпрограмма, а это еще деньги», — отметил Зиновьев.

    По его данным, 100 километров границы с поворотными камерами и тепловизорами для ночного времени суток стоят три-шесть миллиардов рублей.

    «Оборудование надо обслуживать. Даже если тепловизоры простенькие, а не с охлаждаемой матрицей, их надо периодически чистить и обслуживать. Сложные требуют замены матрицы каждые полгода, а они очень дороги», — сообщил Зиновьев.

    Специалист по безопасности подчеркнул, что речь идет о российских расценках. Зарубежные гораздо выше.

    «Например, в Белоруссии и Индии мы наглядно показали, что наше оборудование в два-три раза дешевле импортных аналогов. Используют, как правило, израильскую технику, немецкую гораздо реже. В основном тепловизоры. У нас рабочие получают меньше, чем европейцы, поэтому дешевле. Кроме того, я уже не раз сталкивался с тем, что организации, выдающие кредиты на подобные сооружения, требуют закупать оборудование у определенных компаний. Хотя бы большую часть», — заключил Зиновьев.