25 декабря 2018, 21:30

Дорога к храму по вражеским трофеям. В чем смысл новой воинской церкви‐памятника в Подмосковье

Читать 360tv в

Намерение Минестерства обороны переплавить трофейную технику германского вермахта на ступени для храма Министерства обороны в Кубинке, всполошило тех, кто любит полошиться по любому поводу — мол, на ступени уйдут ценные экспонаты танкового музея. Конечно же нет! Даже было бы странно о таком думать и такая нелепая интерпретация была немедленно опровергнута. В почти безграничных трофейных арсеналах великой отечественной достаточно символичного лома, чтобы хватило на ступени храма. Было время когда даже скамейки делали из колес немецких «Пантер». В музеях же хранятся только самые целые, редкие и уникальные из трофеев, иногда неповторимые, как знаменитый супертанк «Маус», и им ничего не угрожает.

Другим не нравится сама идея подобного символизма трофеев, как и идея специального военного храма, поскольку не любят ни воинской эстетики, ни духовных скреп. Ну извините — не бывает атеистов в окопах под огнем, и сколько бы пропагандисты атеизма не пытались доказать обратное, они делали это только в дни мира. Русская же армия от самих своих истоков связана с православным христианством.

Первые русские святые — княгиня Ольга, князь Владимир, варяги-мученики Феодор и Иоанн, страстотерпцы Борис и Глеб все были воинами и, зачастую, изображаются на иконах с мечом в руках. И в дальнейшем от Александра Невского и Дмитрия Донского до праведного воина Феодора Ушакова наши армия и флот полны прославленными и пока непрославленными святыми, знаменитыми мужеством, патриотизмом, сбережением солдат, милосердием к пленным, собственной стойкостью в вере и верности родине в плену.

Небесное воинство России едва ли не превышает земное. И храм, проект которого выполнен в великолепной неовизантийской манере, вошедшей у нас в обычай при императоре Александре III (на мой субъективный вкус – одно из лучших направлений в русском искусстве) выразит эту идею вполне зримо. Современные русские храмы радуют своей замечательной архитектурой, что можно сказать не обо всех прочих новых строениях. Ступени из трофеев будут вполне органичной частью этого символизма.

Посвящение трофеев божеству идет еще из древних Греции и Рима. Иногда доспехи побежденных относили в храмы, иногда прямо на месте сооружали «дерево-трофей», на котором развешивали щиты, мечи, латы и шлемы поверженных, а в случае морских побед – устраивали ростральные колонны, украшенные носами плененных вражеских кораблей.

Если ростральные колонны на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и Владивостоке имеют символический характер, то Чесменская колонна в Царском селе посвящена конкретной морской победе — Чесменскому сражению 1770 года. Эта колонна так злила захвативших резиденцию русских императоров немцев, что они пытались сбросить ее, привязав ее тросами к танкам, но не преуспели и лишь посбивали надписи и декоративные элементы.

Мода использовать для создания памятных колонн перелитые вражеские пушки распространилась в XIX веке. Тогда, разгромив при Аустерлице австрийцев и русских, Наполеон соорудил в 1806-1810 в Париже помпезную Вандомскую колонну, распространив слух, что она отлита из взятых в плен 180 пушек. На самом деле колонна каменная – металлические в ней только барельефы, сделанные по образцу римской Колонны Траяна. Добыта ли бронза для обшивки путем реальной переплавки пушек, или же Бонапарт просто оказался хорошим пиарщиком – неизвестно.

Но вот в то же самое время, в 1804-1811 в России в Полтаве была сооружена колонна Славы на Круглой площади города. В основание этой колонны, посвященной победе Петра Великого, были вмонтированы русские и шведские пушки – десять русских из Полтавской крепости, восемь – взятых у неприятеля в битве при Переволочной, когда отступавшие от Полтавы шведы сдались русским. В последние годы полтавский монумент был осквернен – на нем установлены флаги Украины и неонацистского «Правого сектора» и вывешен баннер с бандеровским приветствием.

После славной победы над Бонапартом в войну 1812 года почетный член Академии Художеств и артиллерийский офицер А. Н. Оленин предложил проект памятника-колонны, составленной из многочисленных отобранных у наполеонвских войск при отступлении орудий. Колонна должна была состоять из восьми ярусов соединенных вместе трофейных пушек. На памятнике должна была размещаться надпись:

«Повелением Императора Всероссийского Александра I-го сей памятник из огнестрельных орудий отбитых у врагов, сооружен во славу верного и мужественного его народа, победоносного Российского воинства, искусных его Предводителей и всех храбрых вождей, истребивших в течение трех месяцов несметное Наполеоново войско, из многих племен Европы составленное — и дерзнувшее вступить с мечом и пламенем на землю Русскую».

Император утвердил проект Оленина и распорядился найти в Москве место для монумента. О небывалом русском проекте начала распространяться слава в Европе, о нем писали газеты и даже публиковали рисунок памятника, как, якобы, уже стоявшего. Однако в реальности проект так и не был воплощен, его слабым отголоском стала ограда Алексндровской колонны на Дворцовой площади, где трофейные пушки выполняют роль столбов. Долгое время Европа была уверена в том, что «Kanonen-Saule zu Moskau» существует не только в воображении.

Этот легендарный русский образец и вдохновил немцев, когда они решили поставить в Берлине свою Колонну Победы в память о войнах за объединение Германии — с Данией, Австрией и Францией. Каждой из побед был посвящен ярус колонны, открытой в 1873 г. Однако сама колонна каменная, трофейные пушки, покрытые золотом, вставлены в ее каннелюры в качестве декоративных элементов.

Мегаломан Гитлер распорядился достроить колонне четвертый ярус, самый высокий, в честь аншлюсса Австрии, захвата Чехословакии и начала войны с Польшей, и всем миром и перенести монумент на новое место. Как говориться, поспешишь — Сталина, Рузвельта и Черчилля насмешишь. А мстительные французы ободрали с нее барельефы, посвященные победе над ними и вернули только в 1980-х годах. Но Колонна стала одним из главных туристических объектов Берлина.

Немецкая похвальба подстегнула ревность у русских и наконец-то оленинский проект нашел точное воплощение в Колонне Славы в Санкт-Петербурге. Колонна посвящена была победе в русско-турецкой войне 1877-78 гг. и наконец-то точно реализовала первоначальную оленинскую идею, состоя из пяти рядов турецких пушек, вплавленных в её тело.

Трофейных пушек было 128 из которых 52 стальных и 76 бронзовых. Стальные орудия были в основном полевыми пушками, а среди медных оказались самые разные образцы, в том числе и раритетные: от гладкоствольной крепостной пушки весом 2,35 тонны до нарезного 108-килограммового горного орудия. На нижнем ярусе колонны укреплено было 36 орудий, на каждом из четырех последующих — по восемь бронзовых и восемь стальных орудий, чередующихся через одно и помещенных в отдельных нишах.

Колонна была открыта в 1886 году лично императором Александром III, который, будучи цесаревичем командовал во время войны корпусом и отличился в боевых действиях. Но ее, как и многие другие памятники русской чести, ждала несчастливая судьба — на волне борьбы с русской исторической памятью она была уничтожена большевиками ради «дружбы с Турцией» (во имя той же цели разрушили памятник Нахимову в Севастополе).

В 1930 колонну отправили на переплавку в Германию и продали «металлолом» на месте. Кто знает, быть может иные из пушек вермахта, открывших огонь по нашей земле 22 июня 1941 года, выплавлены были из этого «металлолома». А может быть и частички его будут среди тех предметов, которые пойдут на ступени нынешнего храма-памятника. В 2005 году Колонна Славы была воссоздана на прежнем месте, но она, конечно, уже состоит не из турецких пушек, а лишь напоминает о них.

Как видим, история памятников-трофеев в нашей стране довольно богата и является вполне адекватным выражением нашей национальной военной гордости. А тем, кому кажется, что храм слишком духовен для «милитаристской символики» – напомним слова Спасителя: «Не мир Я принес, но меч». Миссия русского воинства в защите не только родной Земли, но и нашей православной Веры.

Только потому и стоит Православие, не уничтожено другими религиями и конфессиями, что на пути его врагов оказывался русский воин — богатырь, стрелец, казак, гренадер… И сейчас, в XXI веке, именно русский солдат остановил геноцид христиан на Ближнем Востоке. И если война против канонического православия на Украине перейдет к прямому насилию над духовенством и верующими, к захвату храмов, то, кто знает, — не найдется ли нашему защитнику веры дела и там.

Наш путь в храм святого Православия и в самом деле проходит по ступеням из вражеских трофеев, взятых нашей армией за тысячелетие ее истории. Это почти не метафора.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама