• Догнать Шойгу. Зачем «воздушной полиции» НАТО понадобился самолет главы Минобороны РФ

    Приблизившимся к самолету Шойгу истребителем оказался F/A-18 Hornet ВВС Испании. Судно входит в «воздушную полицию» НАТО и патрулирует границы прибалтийских стран. «360» рассказывает, в чем задачи этого подразделения и можно ли считать сближение с самолетом министра провокацией.
    Догнать Шойгу. Зачем «воздушной полиции» НАТО понадобился самолет главы Минобороны РФ

    Истребитель НАТО F-18 13 августа пытался приблизиться к самолету главы Минобороны Сергея Шойгу во время перелета из Калининграда в Москву. Борт министра сопровождали два Су-27, которые оттеснили истребитель. Встреча произошла над нейтральными водами Балтики.

    По сведениям газеты АВС, F-18 Hornet принадлежит испанским ВВС, базируется на мадридской военной базе Торрехон-де-Ардос и входит в «воздушную полицию» альянса.

    «Мы внимательно следим за деятельностью испанских самолетов, действующих под контролем НАТО в качестве воздушного наблюдения в Прибалтике. У нас есть информация о случившемся, но маневр выполнялся от имени НАТО. Именно альянс должен комментировать эту тему», — заявили в Минобороны Испании.

    В состав миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства прибалтийских стран входят пять испанских F-18 и обслуживающий их персонал. Контингент базируется в литовском Шяуляе и пробудет там до конца августа. Кроме них, в состав балтийской «воздушной полиции» входят пять венгерских истребителей JAS-39 Gripen и британские самолеты Eurofighter в Эстонии.

    В НАТО заявили, что истребитель поднимался в воздух для идентификации самолетов, летевших вблизи воздушного пространства союзников. «Как только произошла идентификация аппарата, самолеты НАТО вернулись на базу», — добавили представители альянса.

    Что такое «воздушная полиция»

    Экс-начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев пояснил «360», что официально термина «воздушная полиция» нет. Журналисты назвали так подразделения, несущие дежурство по противовоздушной обороне и на границе в воздухе: радиотехнические, зенитно-ракетные войска и техника и истребительная авиация.

    «В НАТО также несется такое дежурство. Политическая подоплека простая: страны Балтии не имеют Военно-воздушных сил, современных техники и оборудования, которые эффективно решали бы вопросы патрулирования госграницы и воздушных рубежей вокруг этих стран. Поэтому туда по графику привлекаются ВВС разных стран», — сказал он.

    Военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов рассказал «360», что в Прибалтике осталось много советских военных авиабаз. После вхождения в состав НАТО альянс организовывает на них присутствие своих войск. Причем до 2014 года присутствие было эпизодическим, а после постоянным, по системе ротации. Эти-то суда и устраивают регулярные авиапровокации в небе над Балтикой.

    «Борт Шойгу литерный — все гражданские авиадиспетчеры знали, что это за самолет, что он идет вне расписания под особой охраной. Причем это не только наш контроль, но и международный. Поэтому все, что нужно было НАТО — обратиться к прибалтийским авиадиспетчерам и получить полные данные», — добавил Кнутов.

    Провокации от бессилия

    К неправильным действиям авиации НАТО и нагнетанию политической обстановки, подчеркнул эксперт, приводит неправильное понимание ситуации на Балтике, отношений между Россией и НАТО, Москвой и Вашингтоном.

    «Наш самолет двигался в нейтральных водах, где могут находиться самолеты разных стран. Существуют международные правила, которые запрещают приближаться к лайнерам на определенное расстояние, производить маневры, которые могут угрожать безопасности полета или демонстрировать недобрые намерения, и так далее», — пояснил Хотылев.

    На сегодняшний день, добавил эксперт, российская авиация четко придерживается требований и не нарушает порядок использования воздушного пространства как при патрулировании границ, так и при сопровождении самолетов важных госслужащих. А НАТО постоянно позволяет своим судам приближаться на неустановленные дистанции, подслушивать переговоры, создавать трудности российским пилотам, не принося за это извинений. По словам собеседника, происходят такие провокации «от бессилия» — российское вооружение превосходит по эффективности западные аналоги.