• Найден затонувший крейсер «Дмитрий Донской» — участник Цусимского сражения. С него хотят поднять тонны золота

    Затонувший в 1905 году крейсер «Дмитрий Донской» обнаружили на дне Японского моря. Корабль участвовал в Русско‐японской войне и затонул в Корейском проливе. По оценкам иностранных специалистов, в трюме могут находиться несколько тонн золота. Российский историк и писатель‐маринист Владимир Шигин рассказал «360» историю крейсера и объяснил, стоит ли верить в историю о кладе.
    Найден затонувший крейсер «Дмитрий Донской» — участник Цусимского сражения. С него хотят поднять тонны золота
    Следующая новость

    Обнаружение «Дмитрия Донского»

    Корабль обнаружили специалисты южнокорейской компании Shinil Group почти в километре от острова Уллындо на глубине 434 метра, сообщает агентство Yonhap. По их словам, палуба крейсера отлично сохранилась, хотя в корпусе осталось много пробоин от японских снарядов.

    «Корпус судна был серьезно поврежден в результате обстрела, корма почти сломана, но палуба корабля хорошо сохранилась. На корме очень отчетливо сохранилось название «Дмитрий Донской», — рассказал руководитель группы.

    Члены экспедиции совершили несколько погружений. Помимо названия, они обнаружили относительно хорошо сохранившиеся пушки калибра 152 и 253 миллиметра, пулеметы, якорь, трубы, три мачты и даже броню корабля.

    Как отмечается в публикации, ходили слухи, что в трюмах крейсера перевозили 200 тонн золотых монет и слитков, разложенных в 500 коробках. Вот только клад так и не был найден. В ближайшее время представители компании решат, как будут поднимать крейсер на поверхность.

    История корабля

    Капитан первого ранга, историк флота и писатель-маринист Владимир Шигин рассказал «360», что сомнений в принадлежности корабля нет. Это стопроцентно «Дмитрий Донской», что подтверждают кадры подводной видеосъемки. Примерные координаты корабля были известны давно, как и обстоятельства его гибели.

    «Корабль принадлежал к первой серии российских океанских броненосных крейсеров. Все корабли того типа различались между собой, но в целом по тактико-техническим данным были достаточно близки. Это „Дмитрий Донской“, „Владимир Мономах“, „Адмирал Корнилов“, „Адмирал Нахимов“ и „Память Азова“», — объяснил историк.

    В 1885 году крейсер водоизмещением шесть тысяч тонн вошел в строй. По тем временам у него была хорошая скорость хода — 16 узлов. Вооружение — два 203-миллиметровых орудия, около полутора десятков 152-миллиметровых орудий. По словам Шигина, корабль активно использовали. Он совершал походы в Средиземное море, выполнял дипломатические миссии и боевые задачи на Дальнем Востоке, был флагманским кораблем Тихоокеанской эскадры

    «Но к 1905 году он устарел и больше подходил в качестве учебного корабля. Тем не менее нехватка боевых судов привела к тому, что сначала его использовали в отряде адмирала Андрея Вирениуса. Затем участвовал в знаменитом походе через три океана с отрядом адмирала Зиновия Рождественского на Дальний Восток», — пояснил историк.

    Гибель с поднятым флагом

    В мае 1905 года в первый день сражения в Цусимском проливе крейсер прикрывал российские броненосцы во время боя основных сил. Моряки взяли на борт часть команды затопленного броненосца «Ослябя». Но после разгрома эскадры более современные крейсеры «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» успели уйти в сторону Филиппин, рассказал Шигин. «Дмитрий Донской» ночью отстал и остался один.

    «Его командир — капитан первого ранга Иван Лебедев — принял решение выполнить последний приказ командующего эскадрой и идти в одиночку на прорыв во Владивосток. По пути он встретил наш миноносец „Буйный“, который был сильно поврежден и вот-вот должен был затонуть. Корабль подошел к „Буйному“ и принял команду на борт», — рассказал историк.

    Эта операция заняла около пяти часов, вскоре «Дмитрия Донского» обнаружили японцы. Корабль окружили шесть вражеских судов. Но русские моряки и не думали сдаваться без боя. Причем, подчеркнул историк, дрался крейсер доблестно, но получил серьезнейшие бортовые пробоины. Переборки были старыми, и корабль начал медленно тонуть.

    Смертельное ранение получил капитан Лебедев, командование принял старший офицер Константин Блохин. Матросы сумели как-то оторваться от японцев, подвести корабль к берегу и шлюпками переправить команду на берег. После этого Блохин отвел корабль на большую глубину, открыл кингстоны и затопил, чтобы японцы не смогли его поднять и восстановить или снять орудия. Крейсер ушел на дно с неспущенным Андреевским флагом

    Владимир ШигинКапитан первого ранга, историк флота.

    Золотой слух

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/07/7383_DmitriyDonskoy1880-1905.jpg
    Крейсер «Дмитрий Донской». Источник фото: Wikimedia

    В 20-е годы прошлого века появился слух, что крейсер перевозил в трюмах золото. Но денег на «Дмитрии Донском» быть не могло.

    «Нужно быть последним идиотом, чтобы тащить золото с эскадрой через три океана во Владивосток, когда это можно отправить по Транссибирской магистрали поездом. Второе — для чего нужно было это золото во Владивостоке? И третье: золото было не нужно морякам во время перехода. Все расчеты с поставщиками продовольствия и угля осуществлялись не за наличные, а за аккредитивы», — пояснил историк.

    Десять лет назад Шигин поднял вопрос о том, чтобы российским дайверам дали возможность исследовать корабли, погибшие во время Цусимского сражения. Тогда даже установили относительно точные координаты трех кораблей: «Дмитрия Донского», флагмана «Князя Суворова» и «Адмирала Ушакова». Но на экспедицию не нашлось денег.

    «Цусимское сражение произошло в 1905 году, годовщины приходятся на года, оканчивающиеся на пять, точно так же, как празднование победы в Великой Отечественной войне. Поэтому нам отказали в финансировании», — пояснил историк.

    Судьба находки

    Крейсер лежит в территориальных водах Южной Кореи. Шигина не исключил, что погибших моряков затопили вместе с кораблем. Тогда, подчеркнул он, в соответствии с международными правилами «Дмитрий Донской» является братской могилой.

    «Кроме того, так как корабль не спустил флаг, он по-прежнему принадлежит России. Он является нашим объектом, и без нашего разрешения никто не имеет права туда спускаться. Поэтому нашедшая его южнокорейская фирма не имеет права ни снимать палубы, ни поднимать судно, не согласовав действия с российской стороной», — убежден историк.

    Глубина, на которой лежит судно, очень большая. Но все же Шигин надеется, что водолазы, которые смогут опуститься на дно, возложат на место последнего пристанища «Дмитрия Донского» металлический венок. А те артефакты, что поднимут на поверхность — корабельную рынду, орудия и так далее, — пополнят российские музеи.

    «Надеюсь, что артефакты пополнят не только южнокорейские, но и наш музей Тихоокеанского флота и Центральный военно-морской музей в Петербурге. И мы смогли бы еще раз увидеть предметы с героического корабля и еще раз вспомнить о подвиге наших предков, не спустивших перед врагом Андреевский флаг», — заключил историк.

    Следующая новость