• Дипломов больше, а знаний меньше. Вузы скептически отнеслись к идее высшего образования на дому

    В ближайшие годы в России, помимо школьного домашнего обучения, может появиться вузовское самообразование. Об этом «Известиям» рассказали в Минобрнауки. Правда, поначалу изучать дома можно будет лишь отдельные дисциплины, но позднее может появиться и диплом, подтверждающий «высшее домашнее». «360» рассказывает, в чем плюсы и минусы предложения ведомства.
    Дипломов больше, а знаний меньше. Вузы скептически отнеслись к идее высшего образования на дому

    В 2019 году, отмечается в протоколе заседания комиссии Минобрнауки по законопроектной деятельности, представители ведомства разработают метод подтверждения полученных студентами домашних знаний. После его определения в закон об образовании внесут поправки. Поначалу изучать дома и сдавать зачеты можно будет только ряд предметов в заведениях высшего и среднего профессионального образования. Но позднее может появиться и диплом о «высшем самообразовании». В министерстве надеются, что нововведения стимулируют граждан получать знания в рамках федеральной программы «Новые возможности».

    Не основное, а дополнительное

    Как рассказал «360» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, вопрос об online-образовании поднимали на недавно прошедшем Российском профессорском форуме. Кроме того, его обсуждали на Гайдаровском форуме в Академии госслужбы. Позиции участников резко разделились. Ведущие эксперты сферы образования выступили категорически против. Потому что нигде в мире система online-образования не может существовать как самостоятельная.

    «Даже американцы, которые изначально бросили эту наживку и пытаются подсадить на нее других, отказались от системы online-образования. И ни один американский университет не выдает и не будет выдавать дипломы о высшем образовании на основе этих курсов», — заявил Комков.

    Но в России решили пойти по такому пути. В итоге, уверен эксперт, в стране появятся очередные шарашкины конторы, где фактически будут выдавать дипломы людям, которые не получат вообще никакого образования. То есть просто прослушают курсы в online-системе, но не будут обладать профессиональными знаниями.

    В то же время Комков не отрицает, что такое образование может существовать, но исключительно в виде дополнительного к реальному offline-обучению. То есть студенты в лабораториях и аудиториях получают практические знания. А затем преподаватель дает им дополнительное задание и они самостоятельно проходят курс в системе-online, после которого отчитываются перед преподавателями или профессорами.

    «А никакого дистанционного обучения в чистом виде быть не может. К такому выводу пришли фактически все ведущие эксперты и руководители серьезных вузов нашей страны. Поэтому использовать возможности дистанционного обучения можно и нужно, но только как дополнительного образования, чтобы расширить систему высшего образования», — подчеркнул Комков.

    А что с наукой и медиками?

    Идею о высшем самообразовании, по словам Комкова, Минобрнауки подала Высшая школа экономики, в частности, ее активно продвигает ректор Ярослав Кузьминов. В конце 2018 года, отмечается в «Известиях», он объявил, что вуз полностью отказывается от чтения лекций. А для передачи теоретических знаний преподаватели подготовят студентам online-курсы.

    «ВШЭ активно проталкивает этот вариант, который приведет к резкому снижению уровня подготовки специалистов вузов и падению планки высшего образования и к тому, что эти дипломы вообще не будут признаваться за рубежом», — заявил Комков.

    Основная задача образования, подчеркнул эксперт, не только подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров для сферы производства, но и подготовка специалистов в сфере фундаментальной науки. Где «подготовленные в online-режиме недоучки» абсолютно бесполезны.

    «Очень важно, чтобы будущий ученый имел непосредственный контакт с научным руководителем. Глаза в глаза, а не читал его лекции на расстоянии в тысячи километров и не имел бы возможности пообщаться лично», — пояснил Комков.

    В этой связи очень важно сохранить существующие научные школы, научные коллективы, семинары — это будет залогом сохранения науки в России. Поэтому и ученые, по словам Комкова, выступают резко против предлагающихся нововведений. В итоге участники профессорского форума рекомендовали Минобрнауки «не ломать дрова», а исходить из собственного опыта и учитывать лучший иностранный. К тому же некоторых специалистов, таких как медики, педагоги, летчики или военные, подготовить дистанционно просто невозможно.

    Больше дипломов, меньше знаний

    Мнения других опрошенных «360» экспертов разделились.

    Профессор ВШЭ Алексей Портанский неоднозначно относится к самообразованию. С одной стороны, сказал он, в истории немало примеров, когда такие люди достигали серьезных глубин и высот в профессии, даже не получая вузовского диплома. С другой, ведущие университеты всегда стараются попасть в престижные рейтинги. А самообразование в такие рейтинги укладываться не может. И все будет зависеть от выбравшего данный вид обучения человека.

    «Ему в индивидуальном порядке придется доказывать, что полученный диплом подкреплен серьезными знаниями. В целом, думаю, для большинства людей, которые получат диплом о самообразовании, позиционирование на рынке будет непростой задачей. Потому что в любом случае отношение к ним будет несколько скептическим в сравнении с теми, кто получил документ в вузах», — сказал он.

    Профессор, член комитета Торгово-промышленной палаты России и бывший преподаватель РЭУ имени Плеханова Сергей Орлов пояснил, что в России существующие заочные или дистанционные формы обучения фактически и есть самообразование. Кроме того, существуют институты экстернатуры, где студенты самостоятельно изучают дисциплины. Но полностью бесконтактное образование, уверен профессор, не будет иметь серьезной практической основы хотя бы потому, что цифровая система, электронное общение часто теряют смысл.

    «Сейчас общество восстает против ЕГЭ. Должна быть не абсолютно автоматизированная система тестирования школьников, а более серьезное общение с учетом индивидуальных особенностей экзаменуемого. То же самое относится и к самообразованию. Контактная система оценки, консультация, особенно на стадии написания дипломной работы, должны присутствовать», — сказал Орлов.

    Доцент кафедры техники высоких напряжений МЭИ Руслан Борисов пояснил, что самообучение подходит тем, кто вынужден получать образование без отрыва от работы.

    «На самом деле в ряде случаев чтение лекций и так далее — атавизм. Гораздо эффективнее пройти наглядный обучающий курс на компьютере. И нет никаких технических проблем, чтобы сдать экзамены и зачеты дистанционно. На мой взгляд, это перспективная идея», — сказал он.

    Однако и он отметил, что полностью переводить студентов на домашнее обучение нельзя. Лабораторные работы, курсовые проекты они все же должны делать в университетских стенах. Минусы в данном случае связаны с человеческим фактором. Например, с наплевательским отношением преподавателя или нерадивостью студента, отсутствием живого общения.

    Заместитель завкафедрой информационной безопасности МГТУ имени Баумана Анатолий Лебедев плюсов в домашнем самообучении практически не увидел. Хотя для людей из глубинки это станет возможностью получить высшее образование. Правда, при в этом в России наверняка станет больше людей без знаний, но с корочками о высшем образовании.

    «Дипломы станут липовыми, потому что люди не будут получать знания. Образование — сложный процесс, и учитель — что в средней школе, что в высшей — все-таки нужен. Если человек хочет, он может учиться и через интернет, задавать вопросы и отвечать на вопросы преподавателя, проходить тесты. Но это образование не того уровня, что дает личное общение», — подчеркнул эксперт.