Как разговаривать с детьми про пытки и смерть — психолог | 360°

09 октября 2019, 18:21

Пытки и смерть есть не только в сказках. Как правильно объяснить это ребенку?

Читать 360 в

Воспитательница сделала правильно, ответив на вопрос, что такое сажать на кол, но вот сказку с пытками читать не следовало. «360» поговорил с врачом-психотерапевтом, который рассказал, как объяснять детям сложные и грустные вещи.

Объяснение лучше

Фраза про пытки оказалась в сказе Петра Ершова «Конек-Горбунок», которую воспитательница прочитала детям из коррекционной группы в таганрогском садике. Когда речь пошла о том, что сделает царь с Иванушкой, если он не привезет ему царь-девицу, дети заинтересовались фразой «посадить на кол».

«Человека посадили на кол, кол проходил через тело человека, и потом человек умирал», — ответила воспитательница на его вопрос.

После этого родители обвинили женщину в «психическом насилии» над их детьми и воспитательницу уволили. Однако, как объяснила «360» врач-психотерапевт Айна Громова, женщина правильно сделала, что рассказала детям.

«На самом деле под критерии психической травмы, психического насилия подпадают ситуации, в которых есть три пункта с точки зрения Всемирной организации здравоохранения. Первый — событие случилось неожиданно. Второй — оно вызвало сильные эмоции. Третий — неразделенность, то есть об этом не поговорили и оно стало табу. Событие, которое удовлетворяет этим условиям, становится в любом возрасте травмой», — рассказала Громова и добавила, что в данной ситуации воспитательница как раз-таки поговорила.

Как говорить с детьми

Другое дело, как она это сделала. Громова предупредила, что врать ребенку или не отвечать совсем — тоже большая ошибка. Поэтому педагог должен был не углубляться в детали, но объяснить детям, что это просто наказание.

Речь идет о том, что так главного героя наказали. Это будет правда, это отражает смысловое значение, но это не будет давать ребенку ту информацию, которую он сейчас осмысливать не готов

Айна Громова.

Врач заметила, что все дети разные и сказать, что всем эта фраза причинила психическую травму, — все равно, что назвать всех воспитанников садика одинаково талантливыми в рисовании. Дети с разным психотипом, скорее всего, отреагировали по-разному: кто-то не слушал, кто-то переключился на другие игрушки, а кого-то действительно эта фраза могла растревожить.

«О смерти должны говорить значимые люди, родители, и говорить об этом правильно, не транслировать тревогу. Процесс осознания смерти важно очень грамотно ребенку объяснить, чтобы не заложить страхов. <…> Это первый экзистенциальный кризис, когда ребенок понимает, что он когда-то умрет», — добавила Громова.

Что читать

Чтобы не объяснять в детском саду такие вещи, педагоги, считает Громова, должны более ответственно подходить к сказкам и другим продуктам, которые они показывают детям.

«Главное — фильтровать ту литературу, которую читают детям, чтобы таких пыточных моментов не было в принципе, чтобы у детей не возникали вопросы. Такой же вопрос, насколько „Муму“ подходит для школьников и что они поймут про сознание Герасима, а то, как утопили, запоминают все. Это вопрос отслеживания информации, которую читают детям в садиках и школах, насколько это полезно для развития», — заключила Громова.

Кстати, воспитательница свое увольнение пыталась оспорить. Она заметила, что читала детям сказку из учебного плана. Несмотря на этот довод, Таганрогский городской суд признал решение об увольнении законным.

Реклама

Реклама