• 18 мая 2020, 18:40

    Дело ЮКОСа добралось до алкоголя. Бренды водки арестовали — при чем здесь нефть?

    Бывшие акционеры ЮКОСа добились ареста на территории Бенилюкса прав на водочные товарные знаки «Столичная» и «Московская». Владелец компаний собирается обжаловать это решение. Тяжбы сторон длятся почти 20 лет.
    Дело ЮКОСа добралось до алкоголя. Бренды водки арестовали — при чем здесь нефть?

    «Союзплодоимпорт» владеет товарным знаками на алкогольную, спиртосодержащую и пищевую продукцию России. В понедельник сайт NRC со ссылкой на бывших акционеров ЮКОСа сообщил, что они добились ареста прав на водочные товарные знаки «Столичная» и «Московская» на территории Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург). Российское предприятие собирается обжаловать это решение.

    История вокруг торговых марок довольно запутанная и началась она примерно 18 лет назад.

    Марки водки «Столичная» и «Московская» входят в портфель брендов «Союзплодимпорта» с 2001 года, когда Высший арбитражный суд России вернул эти знаки от группы SPI бизнесмена Юрия Шефлера. С 2002 года «Союзплодимпорт» распоряжается брендами от лица России, компания продает водку под этими брендами на внутреннем рынке и в странах Бенилюкса.

    В суде Нидерландов «Союзплодимпорт» утверждал, что SPI незаконно получила торговые марки в свое распоряжение. Шефлер, когда был главой предприятия, создал в 1997 году компанию с почти одинаковым названием, купил 43 бренда на 300 тысяч долларов. Но потом Счетная палата посчитала, что бренды стоили минимум 400 миллионов долларов (а к 2015 году стоимость «Столичной» и «Московской» оценивалась в два миллиарда долларов), поэтому сочла продажу незаконной. Речь идет о глобальной стоимости марок — не только об оценке в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

    Сам Шефлер не был в России с 2002 года. Тогда на него завели ряд уголовных дел по статьям о рэкете, отмывании денег и даже об угрозе убийства бывшего исполнительного директора «Союзплодимпорта» Владимира Логинова. Обвинения Шефлер не признает, считая их частью заговора, цель которого — отобрать его водочные компании.

    Дело ЮКОСа добралось до алкоголя. Бренды водки арестовали — при чем здесь нефть? | Изображение 1
    Источник фото: Piqsels

    При чем здесь ЮКОС?

    Российские водочные бренды стали целью акционеров ЮКОСа потому, что Россия сама доказала в суде принадлежность марок стране. В случае с другими зарубежными активами Россия была несогласна с претензиями и утверждала, что они принадлежат отдельным россиянам или находятся под дипломатической защитой.

    «Россия потратила почти 20 лет, чтобы доказать свои права на них, поэтому им будет трудно сейчас отрицать право собственности», — сказал представитель экс-акционеров.

    В 2020 году Верховный суд Нидерландов лишил SPI права на советские бренды водки не территории Бенилюкса и постановил выплатить России всю прибыль от продажи плюс 145 тысяч евро. В феврале этого же года Апелляционный суд Гааги оставил в силе решение гаагского арбитража от 18 июля 2014 года, который обязал Россию возместить ущерб бывшим акционерам ЮКОСа, нанесенный действиями государства, то есть выплатить 57 миллиардов долларов по делу ЮКОСа. А бывшие акционеры потребовали арестовать все имущество, принадлежащее российским властям в счет долга. В мае Россия обжаловала это решение: в Минюсте считают, что Гаагский суд кое-что не учел — что бывшие владельцы ЮКОСа уклонялись от уплаты налогов и отмывали деньги.

    В холдинговой компании GML, представляющей интересы бывших акционеров ЮКОСа, сообщили, что бренды «Столичная» и «Московская» могут продать на аукционе в сентябре, а вырученные деньги отправятся бывшим акционерам.

    С 2002 году «Союзплодоимпорт» наладил поставки алкогольной продукции более чем в 30 стран, включая Болгарию, Румынию, Словакию, Германию, Венесуэлу, Азербайджан, Вьетнам, Монголию и ОАЭ. В 2014 году объем экспортных поставок составил порядка 350 тысяч декалитров.

    В 2004 году водки под товарным знаком «Столичная» во всем мире было продано на сумму два миллиарда долларов. При этом около 70 процентов всех продаж пришлись на США.

    По состоянию на 2010 год «Столичная» занимала восьмое место среди интернациональных водочных брендов и продала три миллиона девятилитровых кейсов за год.