Конюхов установил новый мировой рекорд | 360°

13 мая 2019, 16:43

Конюхов вернулся из 154‐дневного плавания с новым мировым рекордом. Это было сложно?

Читать 360 в

Федор Конюхов стал первым человеком в мире, который переплыл южную часть Тихого океана — от Новой Зеландии до Чили — на весельной лодке. Морской трип продолжался 154 дня 13 часов 37 минут, хотя изначально путешественник планировал завершить заплыв за 120 дней. В долгий путь мужчина отправился 6 декабря 2018 года.

Единственным спутником Конюхова в этом нелегком и небыстром путешествии была лодка «Акрос» — девятиметровое судно с запасом продуктов на 300 дней и кучей технологий, позволивших Конюхову добраться до точки назначения. Мужчина 9 мая достиг мыса Горн и группы островов Диего-Рамирес, которая является самой южной точкой Чили и Южной Америки. Таким образом, Конюхов завершил первый этап своего кругосветного путешествия через южный Тихий океан с запада на восток. Это самая длинная часть маршрута — 11 тысяч километров, — разбитого на три части и общей протяженностью 27 тысяч километров.

Реклама

Лодка «Акрос» — это не «разбитое корыто», как в сказке про Золотую Рыбку, но целый плавучий дом. Носовая часть судна разделена на два водонепроницаемых отсека, где хранятся запас продуктов на 300 дней и оборудование. На корме расположены камбуз, навигационная рубка и отсек для отдыха. На борту также есть три независимые системы выработки энергии: гибкие солнечные батареи, два ветрогенератора и энергоустановка на топливных элементах.

Но навороченная лодка не смогла сдержать стихию — Конюхов пару раз попал в шторм, что не закончилось для него без последствий. В начале апреля в Южном океане лодка путешественника попала в качку и перевернулась, получив повреждения. Конюхов не пострадал, однако после этого плыл вслепую из-за поломки ветроуказателя.

10 апреля путешественник попал в очередной шторм: «Иду на ощупь, ветроуказателя нет, очень сложно контролировать лодку, ветер гуляет, боюсь допустить ошибку и поставить лодку бортом к волне, тогда переворот неизбежен. <…> Ничего нельзя сделать, только терпеть и выживать», — говорилось в блоге путешественника. Из-за шторма он не ел много часов — лодку бросало из стороны в сторону, и Конюхов даже не рисковал вскипятить воды. Сын Конюхова Оскар отметил, что его отцу до 17–18 апреля придется плыть в штормовую погоду, так как прогноз был неблагоприятным.

Даже когда главная цель плавания была почти достигнута, путешественника продолжала подстерегать опасность: переход до чилийского Пуэрто-Уильямса считается в это время года очень опасным. Из-за девятибалльных волн Конюхову пришлось покинуть лодку, которую яхта сопровождения тянула на буксире, и подняться на борт судна. Зачем судно тянула яхта? Дело в том, что Конюхова должны были встретить в проливе Дрейка — это заключительный этап плавания, подход к островам Диего-Рамирес, что является одним из сложнейших этапов, так как именно возле берега происходят разные аварии и ЧП.

Вот так Конюхов выглядел спустя 141 день в океане. Ролик сняли 26 апреля 2019 года. Судя по кадрам, путешественник чувствовал себя вполне здоровым — даже помахал в камеру.

Снять Конюхова в океане было непросто. Во-первых, экипажу военного самолета не удалось сразу заметить путешественника из-за низкой облачности и моросящего дождя. Как говорил сам Конюхов, воздушное судно пошло на второй круг, чтобы снять материал.

«Самолет на втором круге меня заметил, подвернул и стал заходить точно на меня и включил посадочно-рулежные фары. Пилоты вызвали меня по рации на 16-м канале. Мы поговорили несколько минут», — сказал путешественник.

Конюхов собирается в три этапа совершить одиночный переход на весельной лодке вокруг света. До сих пор ни одному человеку не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на таком судне. В декабре 2019 года у Конюхова следующий этап: он попробует пройти от мыса Горн до австралийского мыса Люин, а еще через год — из Австралии в Новую Зеландию. Примерная длительность каждого этапа — 120 дней, а общая протяженность — 27 тысяч километров. Но, судя по тому, что нынешний заплыв закончился через 154 дня 13 часов 37 минут, Конюхов переоценил свои возможности.

Конюхов известен и другими своими рекордами. В 2002 году он первым в России в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке «УралАЗ», установив мировой рекорд: 46 суток и четыре часа. В 2013–2014 годах он проплыл по Тихому океану по маршруту Чили — Австралия с мировым рекордом — за 159 суток 14 часов в 45 минут. Ну и не стоит забывать, что мужчине 67 лет.

После последнего заплыва Конюхова по Южному океану президент РФ Владимир Путин отметил мужество и стойкость путешественника.

«Преодолев холод антарктических ветров и 12-балльные штормы, вы прошли более 10 тысяч километров — от Новой Зеландии до Южной Америки. И впервые в истории сумели достичь мыса Горн на весельной лодке. Ваше мужество и стойкость в борьбе с океанской стихией восхищают миллионы людей во всем мире», — говорится на сайте Кремля.

Универсальный работник моря

Ведущий передачи «Как устроен мир» Тимофей Баженов в беседе с «360» отметил, что для путешествия, которое совершил Конюхов, нужна «божья помощь». И вряд ли он смог бы пройти все испытания без тех качеств, которыми он обладает.

Баженов уверен, что Федор Конюхов великий путешественник и не зря его поздравил президент Владимир Путин. «Преодолеть Тихий океан на веслах — это задача, которая казалась многим мореходам абсолютно невозможной. Я горжусь, что именно наш соотечественник доказал, что на веслах можно такие огромные расстояния преодолевать», — добавил Баженов. Ведь моряку очень мешают шторма, которые в этой части океана серьезные.

Чтобы совершить этот подвиг, человек не только должен обладать прекрасными мореходными качествами, не только быть хорошим лоцманом, не только быть физически подготовленным, но и психологически. Уверен, что если бы Конюхов не был обладателем такой прекрасной воли, такой воспитанной души, не был бы глубоко верующим человеком, у него бы это не получилось

Чтобы преодолеть такое расстояние на весельной одиночной лодке, необходимо совмещать качества простого моряка — то есть человека, который будет выполнять физический труд и «никогда не откажет себе в необходимости работать», — и прекрасные данные капитана, потому что он один отвечает за свое судно. Также необходимо ориентироваться на воде, быть хорошим штурманом.

Кроме того, нужно знать, как совместить свое местоположение с картами донных рельефов и течений. Нужно учитывать состояние моря, возможность для перехода и «борьбы за живучесть корабля».

Федор Конюхов доказал всему миру, что он обладает качествами всех работников моря

«Один на один с этой мощью»

Путешественник Евгений Ковалевский, который в 2006–2013 годах совершил первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном катамаране, рассказал «360», что все путешествие в океане — это борьба за выживание и постоянные препятствия. Шквальный ветер, волны до 30 метров — может, этого не произойдет, но ощущение возможного ЧП у человека, оставшегося в море наедине с самим собой, давит.

«Когда я был в океане на плоту под парусом, мощнее в жизни я ничего не чувствовал. Ты один на один с этой мощью», — вспомнил Ковалевский свой опыт.

Риск очень высокий, за пределами допустимого. И в личном плане. Это взаимодействие с дикой природой, но оно стоит того, потому что когда ты попадаешь в такую ситуацию, ты начинаешь чувствовать себя как неотъемлемая часть природы. То, что он делает, это высокая страсть почувствовать себя как часть Земли. Это очень опасно, очень напряженно, за пределами возможностей человека

Чтобы вероятность успеха в таком путешествии была выше, следует понимать одну вещь: без опыта все будет тщетно. Причем опыт должен исчисляться десятками лет. Ковалевский имел в виду, что, собираясь в сложное путешествие, необходимо сначала пройти самое простое — хотя бы пожить в лесу некоторое время: научиться добывать огонь, знать, что можно есть, а что нельзя и так далее.

Если ты пошел в океан без вот этого набора — когда нет за спиной 30-40 лет [путешествий], — то просто сдохнешь

«Человек, который встал на этот эскалатор личного развития через взаимодействие с дикой природой, он всю жизнь так и идет. И если смотришь в телевизор и думаешь: я тоже хочу, я тоже пойду — нет, это совсем не так», — добавил путешественник.

Отправиться в плавание на такой долгий срок нельзя с бухты-барахты: нужно понять, какие проблемы со здоровьем, запастись медицинскими препаратами и быть готовым к тому, что не всегда удастся поставить диагноз. Для таких ситуаций должен быть спутниковый телефон. Важно правильно выбрать плавательное средство. Если это судно, то оно должно отвечать массе требований: устойчивость к износу, коррозии, воздействию электромагнитных полей, нападению морских обитателей, ветру, — а также иметь блестящий полнокомплектный ремнабор, позволяющий чинить все.

Реклама

Реклама