• Давление и незаконное соглашение. Как Lion Air обошлась с родственниками разбившихся в Boeing‐737 в Индонезии

    Индонезийская авиакомпания Lion Air, чей Boeing 737 MAX разбился в октябре 2018 года у Джакарты, давила на родственников погибших. Семьям пообещали выплатить по 90 тысяч долларов, если они откажутся от исков. Условия соглашений оказались такими запутанными, что местные юристы подвергли сомнению их законность.
    Давление и незаконное соглашение. Как Lion Air обошлась с родственниками разбившихся в Boeing‐737 в Индонезии

    29 октября направлявшийся из Джакарты в Панкалпинанг Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air разбился неподалеку от аэропорта вылета. При крушении погибли все находившиеся на его борту люди: трое детей, 178 взрослых и восемь членов экипажа. Их семьям полагалась денежная компенсация, вот только получить ее оказалось не так просто.

    Сотрудники лоукостера, пишет The New York Times, провели собрание для родственников погибших. И потребовали от них подписать соглашение об отказе от судебных исков. В этом случае Lion Air обязалась выплатить каждой семье 1,3 миллиарда рупий, что эквивалентно 91,6 тысячи долларов.

    Конечно, для небогатой Индонезии предложенная сумма является значительной. Поэтому некоторые на предложение лоукостера согласились. Однако на самом деле размер компенсации и был тем минимумом, на который семьи могли рассчитывать по местному законодательству.

    К тому же условия перевозчика, которые нужно было выполнить, прежде чем Lion Air выплатит деньги, «были сложными и шокирующими, а некоторые эксперты-юристы подвергали сомнению их законность». В частности, семьи должны были подписать обязательство об отказе от судебного преследования ее руководства, акционеров, страховщиков, а также производителя лайнера — компании Boeing.

    В то же время в законе «Об авиации» Индонезии, действующем с 2011 года, уточняется, что, когда наследники получают компенсацию, они не отказываются от своего права подавать на перевозчика или других виновников аварии судебные иски.

    «Наследники жертв не обязаны подписывать какие-либо требования. Возможно, компания пытается схитрить. То, что перевозчик пытается заставить семьи сделать, не имеет под собой юридической основы», — пояснил декан юридического факультета Университета Таруманагара в Джакарте Ахмад Судиро.

    Документ, который подписали родственники некоторых погибших, включал восьмистраничный список сотен других компаний — субподрядчиков Boeing, против которых также нельзя было подавать иски.

    «Документ Lion Air очень неортодоксальный. Я никогда не видел ничего подобного», — заявил американский авиаюрист Чарльз Херрманн, представляющий интересы семей жертв рейса 610 индонезийского лоукостера. Он не исключил, что в ближайшее время будет подан коллективный иск против Федерального управления авиации США, выдавшего сертификат этой модели самолета.

    Сами родственники погибших заявили, что их горе «было усугублено попыткой заставить их принять минимальную компенсацию» и отказаться от возможности подачи исков.

    «Сумма невелика. Но мы согласились. Мы хотели, чтобы психологическое давление прекратилось и двое детей погибшего могли продолжить свое обучение», — сказал Деди Сукендар.

    К тому же никому из них не разрешили взять документы домой, чтобы как следует изучить до подписания. Некоторым запретили приводить своих юристов, хотя в извещении о собрании говорилось о «возможности проконсультироваться с адвокатом».

    «Не было времени, чтобы прочитать документ внимательно или проверить. Это жестоко и незаконно», — рассказал отказавшийся от соглашения высокопоставленный госслужащий Латиф Нурбана. С останками его 24-летнего сына вышла совсем уж некрасивая история.

    В ноябре чиновники индонезийского Минздрава сообщили, что семья может получить для захоронения останки молодого человека, извлеченные из моря у побережья Явы. После похорон к ним снова обратились из Минздрава, сообщив, что у них есть еще часть останков, которые они забыли отдать. Латиф не хотел еще больше расстраивать жену, поэтому построил «второй крошечный гроб и тихо похоронил, не сказав ей».

    «Мы люди, а не животные. Мы заслуживаем уважения», — заявил он.

    Министерство транспорта Индонезии уже направило в Lion Air письма с напоминанием перевозчику о его обязанности соблюдать авиационные правила. Несколько дней назад ведомство получило ответ от Lion Air с обещанием подчиниться требованиям.

    Более 20 родственников погибших все же подали в суд на Boeing в США. В их числе семья второго пилота самолета Харвино. В их иске отмечается, что самолет «был дефектным, его состояние делало его чрезвычайно опасным для использования». Сестра погибшего пилота Винни Вуландари пояснила, что как только они обратились в суд, Lion Air отказалась выплачивать их семье пенсию и заблокировали ее номер.

    В пресс-службах лоукостера и Boeing от комментариев газете отказались. По сведениям издания, Lion Air, накопившая за 20-летнюю историю 15 крупных авиапроисшествий, включая два крушения, имеет богатый опыт подкупа семей пострадавших.

    Один из бывших индонезийских следователей по безопасности на транспорте рассказал, что в 2004 году некий сотрудник Lion Air пытался передать ему набитый деньгами черный мусорный мешок. В то время собеседник издания расследовал катастрофу выкатившегося за пределы ВПП самолета перевозчика. Но следователь от «денежного мешка» отказался.

    Другие бывшие следователи попытки подкупа подтвердили. А один из бывших топ-менеджеров Lion Air рассказал, что, когда он работал в компании, взятки следователям оплата им ресторанов и проституток считались обычным делом.

    Господин Латиф, сын которого, Мухаммад Лутфи Нюррандхани, был среди 610 жертв Lion Air, обратил внимание на то, как главный исполнительный директор эфиопской авиакомпании «Эфиопские авиалинии» Тиволде Гебремариам быстро добрался до места крушения рейса 302 и что другие старшие сотрудники авиакомпании были замечены утешающими скорбящих членов семьи.