«Давайте их неграми называть!»: судья на процессе об экстремизме предложил не ломать язык | 360°

29 августа 2018, 00:01

«Давайте их неграми называть!»: судья на процессе об экстремизме предложил не ломать язык

Читать 360 в

28 августа в Индустриальном районном суде Барнаула прошел третий день заседаний по рассмотрению дела Марии Мотузиной. Ее обвиняют в экстремизме и оскорблении чувств верующих мемами, выложенными на ее странице «ВКонтакте».

Первое заседание состоялось 6 августа. Марию Мотузную защищает адвокат Алексей Бушмаков из международной правозащитной группы «Агора», который представлял интересы блогера Руслана Соколовского, обвиняемого по тем же статьям. Еще одним адвокатом девушки является Роман Ожмегов. Правозащитника Виктора Рау до участия в защите не допустил суд, посчитав, что двух адвокатов Марии вполне достаточно.

Девушка не признала свою вину, и суд согласился рассматривать дело в общем порядке. На втором заседании, 15 августа, суду удалось допросить одного свидетеля, остальные в суд не пришли, и заседание было перенесено.

Напомним, 8 мая этого года к Марии Мотузной (Фроловой) пришли с обыском. Затем ее увезли в следственный отдел, но следователи не сказали, в чем она обвиняется. Она сообщила, что успела увидеть в постановлении «что-то про негроидную расу и ID своей старой страницы „ВКонтакте“».

Следователи считают, что в 2016 году Мотузная под именем Мария Фролова постила и искала в соцсети картинки «с тематикой неприятия к лицам негроидной расы, а также отрицательного характера священнослужителей». Изображения были найдены в альбоме «Сохраненные».

Заявление с жалобой на заброшенную Марией страницу написали студентки алтайского филиала Российской академии народного хозяйства Дарья Исаенко и Анастасия Битнер.

Любопытно отметить, что Исаенко и Битнер проходят свидетелями по еще одному делу об оскорбительных мемах «ВКонтакте». Барнаулец Даниил Маркин ждет следующего заседания суда, которое состоится в октябре. Пока проводится экспертиза изображений.

Третье заседание по делу Мотузной проходило в закрытом режиме, после жалобы Исаенко и Битнер на поступившие в их адрес угрозы. Они попросили у СК госзащиту. Если они ее получат, то смогут сменить имена, адреса проживания и паспорта.

«И о заявлениях я узнала случайно, полиция молчит, видимо, чтобы в суде это предъявить и изменить меру пресечения. Так что в понедельник я, вероятнее всего, сяду в СИЗО», — писала Мотузная в Twitter.

О допросе на закрытом заседании также попросил сотрудник Центра «Э» Вадим Стрелков. Представителей СМИ и слушателей попросили покинуть зал суда.

О том, что происходило дальше, стало известно со слов самой Марии Мотузной. Подсудимая рассказала, что девушки путались в показаниях и не могли припомнить ни дат, когда обнаружили оскорбившие их картинки, ни номер, с которого якобы приходили смс с угрозами.

По словам Мотузной, Анастасия Битнер на допросе очень нервничала, почти плакала. Свидетельница сообщила, что учится на юриста, неоднократно участвовала в различных процессах. Она была понятой на процессе Даниила Маркина. Когда увидела у Марии такие же картинки, решила заявить в СК. Дарья Исаенко напротив, «вела себя очень нагло, заявляла, что это все отношения к делу не имеет, судья ее поддерживал». Исаенко пожаловалась на Мотузную в Центр по противодействию экстремизму.

Диалог из стенограммы допроса свидетельницы Исаенко, опубликованный telegram-каналом Mash, в принципе, дает ясную картину происходившего.

— Такой вопрос, вы верующий человек?

— Да.

— Назовите 10 заповедей.

— (смеется) Я не буду отвечать на этот вопрос.

— На фото, где темнокожий мальчик решает ошибочный пример, с неправильным ответом и снизу написано «Черная бухгалтерия»…Скажите, пожалуйста, чем лично вас это оскорбляет?

— Меня это не оскорбляет. Это оскорбляет негров.

— Скажите, чем данная фотография оскорбляет другие нации?

— Это мое мнение. Фраза «Черная бухгалтерия».

— А что означает для вас и для других наций фраза «Черная бухгалтерия»?

— (пауза) ...

Вадим Стрелков заявил, что Мария Мотузная сама подписала явку с повинной. Он также не смог вспомнить год, когда смотрел изображения на ее странице в соцсети. Зато он заявил, и так отражено в документах, что просмотрел все 14 тысяч картинок за час. Как ему удалось так быстро управиться, он тоже не помнит. За час он также успел составить протокол и разъяснить понятым их права.

Особенно показательно на процессе по обвинению в экстремизме прозвучала фраза судьи Сергея Трушкина, который заявил: «Да давайте неграми их называть, чего язык ломать?!».

Следующее заседание по делу Марии Мотузной состоится 11 сентября. В случае обвинительного приговора ей грозит пятилетний срок.

Дело Марии Мотузной вызвало изрядный общественный резонанс. Высказаться по этому поводу решили даже те, кто никогда не входил в конфронтацию с властью. Рэпер Оксимирон на своей странице в Twitter заявил, что девушку судят по «избыточным» статьям, ставшим инструментами репрессий.

«Сохранение или репост ироничного мема и, например, прямые призывы к терроризму и убийствам зачастую проходят по одной и той же статье», — уточнил рэпер.

Некоторое удивление вызвало заявление зампреда Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. Он призвал завершать дела об оскорблении чувств верующих примирением сторон, а не реальными сроками.

По его словам, если человек признает вину и «сожалеет о содеянном издевательстве», то «любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования».

Дело Марии Мотузной спровоцировало еще одну оживленную дискуссию, связанную с политикой руководства соцсети «ВКонтакте».

Тelegram-канал «Сталингулаг» сообщил, что Мария Мотузная обнародовала сведения о том, что «Вконтакте» предоставляет о своих пользователях: данные об IP-адресах, с которых осуществлялся вход на страницу, историю изменения паролей, изменения прикрепленного номера телефона, а также имени и фамилии пользователя.

«Если вы до сих пор, в 2018 году, пользуетесь „ВКонтакте“, ведете там переписки или, упаси господь, лайкаете и репостите, то, как говорится в известном меме: … братишки, земля вам пухом», — отметили авторы канала.

Многие пользователи решили удалить свои страницы из соцсети. По результатам опросов, проведенных в Telegram, о таком намерении заявили от 60 до 78% читателей.

Целую инструкцию о том, как удалить потенциально опасные картинки, фотографии, сообщения и записи во «ВКонтакте» опубликовал TJ.

И повод для волнений и массового бегства из соцсетей у россиян-таки есть.

В Екатеринбурге появилась «кибердружина», которая разыскивает в сетях «экстремистские» публикации и жалуется на них в правоохранительные органы. Создал ее студент медколледжа Александр Ерлаков. По его словам, в нее входят 150 человек, но на самом деле их 25.

В первую очередь доброхоты ищут изображения алкоголя, сигарет и оружия. Обнаружив «подозрительный» пост, они пишут заявление. Как утверждает руководитель регионального департамента и молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких, волонтерами руководит добровольческая организация «Сила Урала» с начала 2018 года.

Дело хорошее и правильное, даже богоугодное. Тем более, что присуждение реальных сроков за картинку получило публичную поддержку на передаче «Полный контакт» на радиостанции «Вести FM». Журналист Владимир Соловьев заявил, что «репост» ничем не отличается от слова «распространение».

«За репосты картинки „ВКонтакте“ дают реальный срок. И правильно делают. И в Америке 20 лет дали. А почему вы считаете, что не должно быть срока? Или вы тупой и не понимаете, что репостите?» — заявил Соловьев.

Реклама

Реклама