• «Да кому он вообще нужен»: Госдума приняла поправки о борьбе с «серым» техосмотром

    Госдума одобрила подготовленные Минэкономики меры для борьбы с «серым» техосмотром. Депутаты в первом чтении приняли поправки к КоАП и УК. Теперь наказание за связанные с ТО нарушения станут более существенными как для водителей, так и для операторов техосмотра. Что изменится и вынужденная ли это мера — в материале «360».
    «Да кому он вообще нужен»: Госдума приняла поправки о борьбе с «серым» техосмотром

    Подготовкой реформы техосмотра занималось Минэкономики. Над документами также работали Российский союз страховщиков и МВД. Изменения направлены на борьбу с практикой покупки диагностических карт. По неофициальным оценкам, около 80 процентов автолюбителей приобретают ее не проходя ТО.

    Камеры теперь будут отслеживать не только нарушения Правил дорожного движения, но и наличие диагностической карты. За ее отсутствие водителя сразу оштрафуют на две тысячи рублей. Такое наказание будет применяться не чаще одного раза в сутки.

    Остальные правки затронут операторов техосмотров. Сотрудник пункта ТО, например, может получить штраф 10 тысяч рублей, если диагностическая карта будет выдана на авто, которое не приезжало на техосмотр. Повторное нарушение приведет к отстранению специалиста от работы или штрафу до полумиллиона рублей для организации.

    Ужесточится наказание и для незаконных предпринимателей. За выдачу диагностических карт операторам ТО без аккредитации грозит штраф до 300 тысяч рублей.

    11 декабря была принята лишь часть поправок. 13 декабря депутаты рассмотрят изменения в закон о техосмотре: диагностические карты планируют делать электронными, а сам процесс ТО будет фиксироваться на камеру.

    «Мера вынужденная»

    Изменение правил законодательства в сфере техосмотра — вынужденная мера, считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. В разговоре с «360» он отметил, что сейчас большинство водителей действительно покупают ТО и подвергают опасности других участников дорожного движения.

    «Все-таки наличие диагностической карты — очень важная тема. В данном случае оператор ТО, выдав карту, несет ответственность за то, что транспортное средство допущено к эксплуатации. Если водитель ездит без диагностической карты, он подвергает участников дорожного движения опасности, потому что его автомобиль неизвестно, в каком состоянии находится», — сказал Сергей Ефремов.

    По словам специалиста, отслеживание диагностических карт с помощью камер — эффективная мера. Эта система уже успешно себя показала при фиксации нарушений ПДД, считает представитель РСА.

    Важны и поправки, которые депутатам предстоит рассмотреть на следующих заседаниях Госдумы. Так, перевод диагностических карт в электронный вид поможет, например, страховым компаниям.

    «Очень много подделок [диагностических карт]. Страховая компания при заключении договора не вправе провести расследование. Она должна принять ее (карту — прим. ред.) в том виде, в котором она есть. Когда диагностические карты переведут в электронный вид, страховые компании при продаже полиса ОСАГО будут заходить в единую автоматизированную систему технического осмотра. То есть уже не надо будет проверять — настоящая бумажка или фейк», — подчеркнул Сергей Ефремов

    «Техосмотр потерял всякий смысл»

    Борьба за чистоту ТО не имеет смысла. Сама процедура техосмотра стала не нужна, считает координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов.

    «Дело в том, что современные автомобили каждые 15 тысяч километров проходят обязательное техническое обслуживание, в ходе которого проводится более тщательный и аккуратный техосмотр. К сожалению, нам навязывают эту историю с ТО, и, вероятно, за этим стоят просто денежные интересы», — отметил собеседник «360». Поэтому любой штраф за отсутствие диагностических карт у владельцев легковых авто будет несправедливым, подчеркнул Петр Шкуматов.

    «Техосмотр должен остаться только для коммерческих автомобилей и, естественно, для автомобилей, которые занимаются пассажирскими перевозками. То есть частные лица должны быть освобождены от этой процедуры. Думаю, ничего плохого это не принесет», — заявил координатор движения «Общество Синих Ведерок».

    Петр Шкуматов также обратил внимание на то, что фиксация диагностических карт с помощью камер, вероятно, приведет к большому количеству жалоб на несправедливые штрафы.

    «База данных диагностических карт содержит достаточно большое количество ошибок. Данные вводят люди, которые не всегда аккуратны. Довольно большое количество автовладельцев получат несправедливые штрафы и будут пытаться их обжаловать», — считает Шкуматов.

    Собеседник «360» согласился, что многие автолюбители сейчас действительно предпочитают купить ТО, но они идут на этот шаг из-за того, что процедура техосмотра стала бесполезной.