19 июля 2018, 19:14
Разбивать автомобили по‐русски. Росстандарт готовит национальный краш‐тест
Росстандарт занялся разработкой национальной методики проведения краш‐тестов под названием RuNCAP. Результаты этих испытаний помогут снизить смертность на дорогах, однако обойдутся недешево. Помимо реальных испытаний будут и виртуальные.
Разбивать машины по-своему
Новую методику, по данным газеты «Известия», решили назвать RuNCAP (Russian national car assessment program), что переводится как «Российская национальная программа оценки новых автомобилей». Для ее разработки в Росстандарте создадут специальный технический комитет по стандартизации. Ожидается, что программа будет готова в течение трех-пяти лет. По словам главы ведомства Алексея Абрамова, методика повысит безопасность транспорта и снизит число жертв на дорогах.
Реклама
«Необходимо развивать методику этих краш-тестов, техническую лабораторную базу и, соответственно, дать возможность отечественным производителям получать доступ к технологиям оценки безопасности своей продукции непосредственно в России», — заявил Абрамов.
Что войдет в краш-тесты
Пока известно, что в RuNCAP войдут фронтальный и боковой краш-тесты. Помимо них, в транспортных средствах будут проверять системы активной безопасности. К ним относятся системы предотвращения аварий, адаптивный круиз-контроль, курсовая стабилизация и другие. Правда, отмечает газета, некоторые тесты будут проводить при помощи компьютерного моделирования — это поможет снизить затраты.
Абрамов отметил, что, скорее всего, основным партнером ведомства станет разработчик президентского «Кортежа» — НАМИ. В институте имеется современная испытательная лаборатория и эксперты. Сейчас идею Росстандарта изучают в Минпромторге, в чью структуру входит НАМИ.
«Методически оттолкнемся от того, что есть за рубежом, к примеру, Euro NCAP. Посмотрим, можем ли мы эту систему как-то адаптировать и предложить нашим отечественным производителям проводить натурные краш-тесты. Одновременно с этим совместно с НАМИ предусмотрим также цифровые испытания», — добавил глава ведомства.
Кто и как будет предоставлять автомобили для краш-тестов, окончательно решат после разработки программы. Пока в Росстандарте рассматривают вариант, при котором автоконцерны смогут самостоятельно предоставлять транспортные средства для испытаний.
Если производителей обяжут выделять авто, то ведомство как орган надзора сможет приобретать новые ТС в формате контрольной закупки. В настоящее время законопроект изучают в Минпромторге. После этого документ внесут в Госдуму.
Мировой опыт
Проведение собственных краш-тестов — удовольствие не из дешевых. Поэтому ТС испытывают лишь в богатых государствах. В Евросоюзе машины тестируют по программе Euro NCAP. В ее разработке участвовали журналисты ведущих автоизданий.
В США программ две — NHTSA и IIHS. Первую проводит Национальное управление безопасностью движения на трассах, вторую — Страховой институт дорожной безопасности. Свои методики есть в Японии (JNCAP), Китае (C-NCAP), Австралии (ANCAP), Латинской Америке (Latin NCAP) и Германии (ADAC).
В России краш-тесты проводят институт НАМИ по правилам ЕЭК ООН, а также независимые эксперты журнала «Авторевю» по собственной методике ARCAP, похожей на программу Евросоюза.
В НАМИ отправляют новые модели авто перед выведением на рынок. Во время испытаний проводят боковой и фронтальный краш-тесты. Вот только сейчас правила ЕЭК ООН признаны несколько устаревшими. При проверке безопасности ТС при лобовом столкновении машина на скорости 56 километров в час врезается в сминаемый барьер с 50-процентным перекрытием. В ЕС проверка проходит на скорости 64 километра в час, а ТС бьется в препятствие с перекрытием в 40%.
Более прогрессивная методика «Авторевю» во многом основывается на Euro NCAP. В 2005 году признанная безопасной в России Lada Kalina прошла лишь одно испытание из пяти, заработав 5,6 балла из 16. Конкретно при лобовом ударе, по мнению экспертов, водитель может получить критические для жизни травмы головы и груди. Прошлогодний краш-тест УАЗ «Патриот» продемонстрировал, что при фронтальном столкновении водитель рискует сломать шею.
Разбить машину и выжить
Главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский рассказал «360» про категории краш-тестов и выбрал наиболее эффективный вид испытаний.
Краш-тесты можно разделить на две категории: сертификационные и независимые. Первые необходимы, чтобы допустить машину к эксплуатации. Вторые проводятся ассоциациями, и в них требования намного жестче. Например, из зарубежных независимых есть Euro NCAP
В России независимые краш-тесты разработал и представил «Авторевю», разбив в общей сложности 50 машин.
«Здесь требования жестче, чем при сертификационном ударе. Скорость выше — не 56, а 64 километра в час. Мы со своей стороны уже провели уникальнейший краш-тест с перекрытием в 25%», — сказал Подорожанский.
Краш-тесты различаются в зависимости от типа транспортных средств.
«Пассажирский автомобиль вплоть до кроссовера или внедорожника с точки зрения краш-тестов входят в одну категорию. Нужно учитывать, что результаты у высокого, у рамного автомобиля могут быть хуже, но при равном столкновении с меньшим [по размеру] автомобилем есть шансы, что у водителя и пассажира рамника [шансы выжить] будут побольше», — сказал Подорожанский.
«В нашем случае [наиболее эффективный тест] — это фронтальный удар: авто разгоняется до скорости 64 километра в час и ударяется в деформируемый барьер с перекрытием 40%. Для остальных транспортных средств — это микроавтобусы, грузовики — предполагаются более простые условия в силу специфики, но это уже официальные, сертификационные испытания», — добавил специалист.
Самый распространенный краш-тест — удар. Это фронтальный краш-тест с 40-процентным перекрытием, деформируемым барьером. Причем машина врезается в препятствие водительской стороной.
Реклама
Реклама