19 июля 2018, 19:14

Разбивать автомобили по‐русски. Росстандарт готовит национальный краш‐тест

Читать 360tv в

Росстандарт занялся разработкой национальной методики проведения краш‐тестов под названием RuNCAP. Результаты этих испытаний помогут снизить смертность на дорогах, однако обойдутся недешево. Помимо реальных испытаний будут и виртуальные.

Разбивать машины по-своему

Новую методику, по данным газеты «Известия», решили назвать RuNCAP (Russian national car assessment program), что переводится как «Российская национальная программа оценки новых автомобилей». Для ее разработки в Росстандарте создадут специальный технический комитет по стандартизации. Ожидается, что программа будет готова в течение трех-пяти лет. По словам главы ведомства Алексея Абрамова, методика повысит безопасность транспорта и снизит число жертв на дорогах.

Реклама

«Необходимо развивать методику этих краш-тестов, техническую лабораторную базу и, соответственно, дать возможность отечественным производителям получать доступ к технологиям оценки безопасности своей продукции непосредственно в России», — заявил Абрамов.

Что войдет в краш-тесты

Пока известно, что в RuNCAP войдут фронтальный и боковой краш-тесты. Помимо них, в транспортных средствах будут проверять системы активной безопасности. К ним относятся системы предотвращения аварий, адаптивный круиз-контроль, курсовая стабилизация и другие. Правда, отмечает газета, некоторые тесты будут проводить при помощи компьютерного моделирования — это поможет снизить затраты.

Абрамов отметил, что, скорее всего, основным партнером ведомства станет разработчик президентского «Кортежа» — НАМИ. В институте имеется современная испытательная лаборатория и эксперты. Сейчас идею Росстандарта изучают в Минпромторге, в чью структуру входит НАМИ.

«Методически оттолкнемся от того, что есть за рубежом, к примеру, Euro NCAP. Посмотрим, можем ли мы эту систему как-то адаптировать и предложить нашим отечественным производителям проводить натурные краш-тесты. Одновременно с этим совместно с НАМИ предусмотрим также цифровые испытания», — добавил глава ведомства.

Кто и как будет предоставлять автомобили для краш-тестов, окончательно решат после разработки программы. Пока в Росстандарте рассматривают вариант, при котором автоконцерны смогут самостоятельно предоставлять транспортные средства для испытаний.

Если производителей обяжут выделять авто, то ведомство как орган надзора сможет приобретать новые ТС в формате контрольной закупки. В настоящее время законопроект изучают в Минпромторге. После этого документ внесут в Госдуму.

Мировой опыт

Проведение собственных краш-тестов — удовольствие не из дешевых. Поэтому ТС испытывают лишь в богатых государствах. В Евросоюзе машины тестируют по программе Euro NCAP. В ее разработке участвовали журналисты ведущих автоизданий.

В США программ две — NHTSA и IIHS. Первую проводит Национальное управление безопасностью движения на трассах, вторую — Страховой институт дорожной безопасности. Свои методики есть в Японии (JNCAP), Китае (C-NCAP), Австралии (ANCAP), Латинской Америке (Latin NCAP) и Германии (ADAC).

В России краш-тесты проводят институт НАМИ по правилам ЕЭК ООН, а также независимые эксперты журнала «Авторевю» по собственной методике ARCAP, похожей на программу Евросоюза.

В НАМИ отправляют новые модели авто перед выведением на рынок. Во время испытаний проводят боковой и фронтальный краш-тесты. Вот только сейчас правила ЕЭК ООН признаны несколько устаревшими. При проверке безопасности ТС при лобовом столкновении машина на скорости 56 километров в час врезается в сминаемый барьер с 50-процентным перекрытием. В ЕС проверка проходит на скорости 64 километра в час, а ТС бьется в препятствие с перекрытием в 40%.

Более прогрессивная методика «Авторевю» во многом основывается на Euro NCAP. В 2005 году признанная безопасной в России Lada Kalina прошла лишь одно испытание из пяти, заработав 5,6 балла из 16. Конкретно при лобовом ударе, по мнению экспертов, водитель может получить критические для жизни травмы головы и груди. Прошлогодний краш-тест УАЗ «Патриот» продемонстрировал, что при фронтальном столкновении водитель рискует сломать шею.

Разбить машину и выжить

Главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский рассказал «360» про категории краш-тестов и выбрал наиболее эффективный вид испытаний.

Краш-тесты можно разделить на две категории: сертификационные и независимые. Первые необходимы, чтобы допустить машину к эксплуатации. Вторые проводятся ассоциациями, и в них требования намного жестче. Например, из зарубежных независимых есть Euro NCAP

В России независимые краш-тесты разработал и представил «Авторевю», разбив в общей сложности 50 машин.

«Здесь требования жестче, чем при сертификационном ударе. Скорость выше — не 56, а 64 километра в час. Мы со своей стороны уже провели уникальнейший краш-тест с перекрытием в 25%», — сказал Подорожанский.

Краш-тесты различаются в зависимости от типа транспортных средств.

«Пассажирский автомобиль вплоть до кроссовера или внедорожника с точки зрения краш-тестов входят в одну категорию. Нужно учитывать, что результаты у высокого, у рамного автомобиля могут быть хуже, но при равном столкновении с меньшим [по размеру] автомобилем есть шансы, что у водителя и пассажира рамника [шансы выжить] будут побольше», — сказал Подорожанский.

«В нашем случае [наиболее эффективный тест] — это фронтальный удар: авто разгоняется до скорости 64 километра в час и ударяется в деформируемый барьер с перекрытием 40%. Для остальных транспортных средств — это микроавтобусы, грузовики — предполагаются более простые условия в силу специфики, но это уже официальные, сертификационные испытания», — добавил специалист.

Самый распространенный краш-тест — удар. Это фронтальный краш-тест с 40-процентным перекрытием, деформируемым барьером. Причем машина врезается в препятствие водительской стороной.

Реклама

Реклама