Заглядывая в ад. Как режиссер Клод Ланцман рассказал миру о холокосте | 360°

05 июля 2018, 16:24

Заглядывая в ад. Как режиссер Клод Ланцман рассказал миру о холокосте

Читать 360 в

Ушел из жизни классик французского документального кино Клод Ланцман. Сын русских евреев‐эмигрантов прожил 92 года и застал множество потрясений. Но главной темой его фильмов была жестокость, творившаяся в нацистских лагерях смерти. Ланцман избежал устроенного нацистами ада на земле, но сумел рассказать всему миру об ужасах холокоста.

Клод Ланцман родился 27 ноября 1925 года. Его бабушка и дедушка по матери эмигрировали в Париж из Кишинева после событий 1903 года, вошедших в историю как еврейский погром. А вот родня отца переехала во французскую столицу из Вилейки.

Реклама

Когда началась Вторая мировая война, Клоду было 14 лет. Впоследствии ему вместе с братом и сестрой приходилось прятаться от немцев в овернской деревне. Когда Ланцман стал старше, он вступил в отряды французского Сопротивления.

После войны будущий режиссер изучал философию в немецком городе Тюбинген, а позже стал преподавать ее в Свободном университете Берлина. Именно там он познакомился с Симоной де Бовуар и писателем Жаном-Полем Сартром.

Уже став журналистом, Ланцман писал длинные статьи об Израиле, Северной Корее и Тибете. Еще он критиковал политику Франции в отношении Алжира, получившего независимость в 1962 году.

"Шоа"

Девятичасовая кинолента «Шоа», вышедшая в прокат в 1985 году, была не первой киноработой Ланцмана, но именно она обессмертила его имя. В фильм вошли свидетельства людей, прошедших через нацистские лагеря смерти, и тех, кто участвовал в массовых убийствах евреев. Слова непосредственных участников событий пугают и цепляют зрителей больше, чем самые жуткие кадры архивной хроники, от которых Ланцман намеренно отказался.

На создание фильма ушло 11 лет. Для своего исследования на языке экрана режиссер посетил 14 стран. Он встречался с бывшими узниками Освенцима, Треблинки, Терезиенштадта. Говорил с их детьми и близкими. Поставив задачу довести повествование до самого высокого уровня накала, Ланцман четко разделял героев на три группы: жертвы холокоста, нацистские преступники с пособниками и свидетели событий.

Не все, с кем говорил Ланцман, были готовы делиться биографией. Бывший офицер СС Франц Сухомель не соглашался участвовать в фильме. Ради исторической правды журналисту пришлось схитрить: интервью с Сухомелем он снял специальной инфракрасной камерой, спрятанной ассистентами. Впрочем, собеседник так и не узнал, что его прошлое рассекретили. Он умер за шесть лет до выхода ленты.

Картина получила множество наград на международных кинофестивалях, среди которых почетная премия «Сезар». В то же время труд Ланцмана вызвал яростные споры и критику. Поляки ругали режиссера за игнорирование польских граждан, спасавших евреев в годы войны и убитых солдатами Вермахта.

"Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов"

Восстание в Собиборе не вошло в «Шоа». Чтобы рассказать эту историю, Ланцман не смог ограничиться одним эпизодом. Он был убежден: события заслуживают отдельного фильма.

«Интервью, которое мне дал Иегуда Лернер во время съемок фильма „Шоа“, я использовал сейчас в „Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов“. Собибор занимает решающее место в „Шоа“, о восстании в лагере смерти рассказывает в начале фильма Ян Пивонски — поляк стрелочник, который был помощником обходчика на станции в это время. Пивонски был свидетелем строительства лагеря и прибытия первого состава, предназначенного для газовых камер», — рассказывал Ланцман.

Он также снял продолжительную беседу с Адой Лихтман и ее мужем. Они пытались бежать во время восстания в лагере.

Мир увидел фильм «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов» в 2001 году. Картину представили во внеконкурсном показе на Каннском кинофестивале.

Признание и роль в искусстве

Клод Ланцман награжден медалью участника Сопротивления. В 1943 он был одним из организаторов Сопротивления в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Журналист является великим офицером ордена Почетного легиона и Национального ордена «За заслуги».

Роли Ланцмана в кинематографе на его родине посвящено немало исследований. Его называют «кинотеатром мест и людей, земли и человечества». Известный французский режиссер Арно Деплешен писал, что не знает более дерзкого и живого режиссера.

Работы Ланцмана стали классическими, потому что вошли в мировую культуру. Новое поколение зрителей смотрит его фильмы, которые рассказывают историю лучше некоторых учебников. А нынешние режиссеры документального кино вынуждены задаваться вопросом: как снять что-либо о жертвах нацизма после признанного мастера жанра. Раскрыв историю людей, прошедших через бесчеловечные пытки, и заглянув в глаза убийц и безмолвных свидетелей преступлений, Ланцман словно сам принял участие в беспрецедентной битве. И выиграл.

Реклама

Реклама