• Город оборотней: археологи нашли в России древнее поселение «людей‐волков»

    Тысячи лет назад на территории нынешней Самарской области жило воинственное племя, возможно, ставшее источником легенд о волколаках или вервольфах — людях‐оборотнях, способных превратиться в самых опасных лесных зверей. Исследования ученых подтверждают эту теорию.
    Следующая новость

    Таинственное место собачьих жертвоприношений 4000-летней давности обнаружено в России, сообщило издание Ars Technica. Поселение бронзового века было ритуальным центром древней культуры, где с помощью кровавых ритуалов проходили инициацию будущие бойцы «волчьих отрядов». Эти воины позже могли войти в легенды как прообраз ликантропов — существ обладающих умом человека и силой и яростью зверя.

    Дом на кладбище

    Самарская область является одним из центров индоевропейской «срубной» культуры бронзового века, получившей название за особый тип склепов — бревенчатых срубов, в которых древние степняки хоронили своих умерших. Именно могилы стали первой загадкой найденного поселения.

    Археологи давно ведут раскопки в разных районах области, но команду американцев во главе с антропологом Дэвидом Энтони и его коллегой Доркасом Брауном привлекло необычное место в тени Уральских гор недалеко от села Красносамарского — здесь на плато, возвышающимся над рекой Самара (один из притоков Волги — прим. «360») были обнаружены остатки нескольких хижин.

    Городище возникло около четырех тысяч лет назад и было построено рядом с тремя могильными курганами, насыпанными за тысячу лет до появления новых поселенцев — удивительно для той суеверной эпохи, но их не испугало соседство со старинной обителью мертвых.

    Другой уникальной особенностью места является то, что среди найденных останков животных преобладают собачьи — всего было найдено 64 скелета, некоторые из которых могут принадлежать волкам. Это намного больше, чем находили ранее на других раскопках той эпохи — обычно животные кости принадлежат домашнему скоту или зверям убитым на охоте.

    Материальных свидетельств религии обитателей поселения не сохранилось, но Энтони уверен — все указывает, что место было важным ритуальным центром, где жрецы забытой религии проводили магические обряды для визитеров из соседних поселений. Главным из них было «обращение» юного воина в волка или пса. Свои выводы он изложил в научной работе «Псы войны: ритуал инициации бронзового века в российских степях».

    Больница и алтарь убийц

    Образцы ДНК, изучение костей под микроскопом и другие современные методы исследования позволили в деталях представить жизнь древнего поселения.

    Большая часть найденных там человеческих останков принадлежит детям, умерших ненасильственной смертью. Видимо, степняки привозили сюда своих отпрысков на лечение, но выживали далеко не все — их хоронили на местном кладбище, полагают ученые. Назначение древней лечебницы подтверждают найденные следы пыльцы растений, из числа используемых в качестве седативных средств.

    Удалось обнаружить, останки пяти взрослых — примерно поровну мужчин и женщин. Они имеют следы травм от чрезмерного напряжения в области спины, колен и лодыжек. Если «перегруженные» спины от тяжелого физического труда — обычная характеристика той эпохи, то травмы лодыжек и колен были редки и указывают на необычные физические действия во время ритуалов, подчеркивают исследователи.

    Самую важную информацию дали останки собак, аккуратно сложенные в глубокой яме — ее нашли внутри одной из хижин. Собак убивали только в зимнее время, но постоянно, на протяжении жизни нескольких поколений. По следам на костях и черепах видно, что их разделывали особым, всегда одинаковым образом, жарили на огне и употребляли в пищу.

    Очевидно, что ритуал жертвоприношения был ежегодным и не имел отношения к обычному поглощению еды — воины и охотники «срубной» культуры использовали собак для охоты и никогда бы не стали есть их просто так. Тем более 80% найденных особей были старыми и приведенными издалека — это ученые смогли понять, изучив их рацион питания по зубам.

    Все указывает на то, что молодые воины приводили своих верных компаньонов с собой на праздник инициации, во время которого убивали своих товарищей и забирали их силу себе, «превращаясь» в попробовавших крови волков.

    Волчья сила

    Возможно это была замена человеческой жертвы. Старые, ухоженные, почти члены семьи — эти псы могли быть важной с точки зрений эмоций, первой смертью для парней, учившихся стать убийцами людей

    — Дэвид Энтони и Доркас Браун, цитата по Ars Technica.

    О древних ритуалах индоевропейцев, когда плоть волка или пса наделялась магическими свойствами и поглощалась ради «превращения» в зверя известно еще из легенд 2000-летней давности, пишут Энтони и Браун. Мифы индоевропейских племен сохранили истории о боевых «волчьих отрядах», в которые входили исключительно молодые воины известные своей свирепостью. Они носили собачьи и волчьи шкуры, принимали звериные имена и ели мясо псов во время церемонии инициации в «братство».

    Смелые и сильные животные накрепко связаны с европейской военной традицией — это и викинги в звериных шкурах, и тевтонские «псы-рыцари», и опричники, вешавшие собачьи головы на шеи своих скакунов. Пожалуй, самый одиозный пример — немецкое ополчение «Вервольф» созданное нацистами в самом конце войны: подростки, которых готовили для диверсий в тылу наступающих войск Красной Армии и союзников.

    В общественном сознании свирепые воины-волки уступили ужасающему образу охотников на людей еще в Средние века, когда во Франции и Германии сотни людей были сожжены по обвинению в ликантропии. С тех пор, оборотней перестали преследовать, но они навсегда стали важной частью сказок народов Европы.

    Между старейшими упоминаниями о «волчьих отрядах» и Красносамарским городищем пропасть в две тысячи лет — ученые просят с осторожностью трактовать археологические находки не подкрепленные письменными свидетельствами, но все же можно говорить, что источник первых легенд об оборотнях находится на территории России.

    Следующая новость