• Потребители не понимают реальной стоимости перевозки. Что не так с лоукостерами в России

    Потребители не понимают реальной стоимости перевозки. Что не так с лоукостерами в России

    «360» решил узнать мнение экспертов о том, что происходит с рынком лоукостеров в России: с одной стороны, есть авиакомпания «Победа», продающая билеты в Европу менее чем за тысячу рублей, с другой стороны — полная безальтернативность «Победы» и зачастую дорогие билеты для путешествия по России.

    Обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов видит причину практически полного отсутствия лоукостеров в стране в нескольких причинах. В первую очередь — в законах.

    Лоукостеры в России на самом деле есть, но их доля небольшая. Частично это из-за законодательства. У нас оно более жесткое к авиакомпаниям, это касается и обслуживания на борту. Есть правила, которые регулируют продажу и обмен билетов. С одной стороны, для потребителей это хорошо, что к компаниям выставляются более жесткие требования. С другой стороны — это мешает либерализации рынка. То есть это не однозначно плохо.

    Другая причина, по мнению эксперта, — это особенность российского рынка авиаперевозок. По словам Карнозова, для комфортного существования бюджетных авиакомпаний требуется реструктуризация транспортного потока.

    Плюс надо иметь ввиду, что у нас очень специфический рынок в плане маршрутов. После распада Советского Союза появились сильнейшие центры гравитации, в частности, Москва, через которые осуществляются полеты. Даже если кому-то надо прилететь из одного небольшого города России в другой небольшой. Сегодня, к сожалению, часто это совершается через Москву.

    Директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин объяснил «360», почему перелеты внутри России зачастую дороже, чем перелеты в Европе. По его словам, одна из главных причин — отсутствие крупных аэропортов.

    Надо понимать, что в обычных областных аэропортах, не считая московских, один-два миллиона пассажиров в год. А нормальная экономика аэропорта начинается, когда там хотя бы пять, а лучше 10 миллионов пассажиров. Все большие европейские аэропорты — это десятки миллионов пассажиров. Там расходы аэропорта раскладываются на немереное количество билетов, немереное количество пассажиров. У нас, за исключением московского авиаузла, все аэропорты очень маленькие. Самый главный эффект — это эффект масштаба.

    Другой собеседник «360», хорошо знакомый с ситуацией, скорее, благоприятно оценивает состояние рынка лоукостеров в России.

    [Авиакомпания] «Победа», на самом деле, продавая эти тарифы за 999 рублей, — это классический западный лоукостер. Все платно, начиная от пакета Duty free.

    При этом он подчеркнул, что все авиакомпании в России имеют сегмент лоукост-перевозок, поскольку предоставляют безбагажные тарифы, возможность не платить за питание и так далее.

    Просто у нас проблема в чем — наши потребители не понимают реальной стоимости перевозки. И когда потребитель говорит, что три с половиной тысячи — это дорого, надо понимать, что это дешево. Этот билет должен стоить как минимум шесть по авиационым рассчетам, но никак не три с половиной.

    Того же мнения придерживается глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев — по его словам, в сравнении с другими авикомпаниями «Победа» является лоукостером. Если же сравнивать российских перевозчиков с зарубежным, то по размеру издержек почти все отечественные компании являются лоукостерами.

    Все авиакомпании на каждом рынке работают в тех экономических реалиях, которые в этом рынке присутствуют. Лоукост — это низкие издержки. Если говорить о себестоимости пассажирокилометра авиакомпании «Победа» относительно конкурентов, то она действительно ниже. Если сравнивать «Победу» и другие авиакомпании, то «Победа» — лоукост. Абсолютно некорректно было бы сравнивать по издержкам «Победу» с зарубежными лоукост-компаниями. Благодаря низкому курсу национальной валюты все российские авиакомпании по международным меркам вполне себе лоукостеры, то есть стоимость пассажирокилометра у них не очень большая в пересчете на евро или доллары.