Чак Берри ‐ человек, который определил рок‐н‐ролл

Чак Берри - человек, который определил рок-н-ролл

В эту субботу скончался Чак Берри — человек, чьи неукротимые гитарные аккорды, нахальная самоуверенность и незабываемые песни о машинах, девушках и диких танцах определили потенциал и значение рок-н-ролла в самых истоках. Чаку Берри было 90. Он умер в собственном доме в Миссури.

Статью, посвященную без преувеличения великому музыканту, опубликовала газета The New York Times. Сайт «360» приводит ее перевод.

Если для рок-н-ролла Элвис Пресли был первой поп-звездой, то мистер Берри стал его теоретиком и концептуальным гением. Он понимал, что люди хотят услышать прежде них самих. Одними только песнями «Johnny B. Goode» and «Roll Over Beethoven» он дал поклонникам в разы больше, чем они могли получить из целого музыкального автомата.

Его гитарные партии связывали тванг кантри и биты блюза со словами, обреченными запасть в душу. И появлялись песни - беззаботные, стремительные, которые он исполнял с таким энтузиазмом и вызовом, что хотелось жить одним моментом. Именно этим.

В «Sweet Little Sixteen», «You Can’t Catch Me» и других ранних песнях Чак Берри превратил рок-н-ролл в музыку подростков, которым удалось исполнить все свои желания, и песню хороших времен (даже когда они таковыми не являлись). «Promised Land», «Too Much Monkey Business» и «Brown Eyed Handsome Man» превознесли и одновременно высмеяли «американскую мечту» и классовые различия. Его творчество было музыкой веселых развратников, ироничных конфликтов и вдребезги разбитых кумиров. И все же Берри давно перестал быть подростком, когда написал свои манифесты 50-х — «Roll Over Beethoven,» «Rock and Roll Music» and «School Day».

Чак Эдвард Андерсон Берри родился 18 октября 1926 года в Сент-Луисе и вырос в сегрегированном районе среднего класса, вскормившего его госпелом, блюзом и ритм-энд-блюзом так же, как и музыкой кантри.

Он провел три года в исправительной колонии после шалости с друзьями — они угнали машину и со сломанным пистолетом ограбили три магазина. Оказавшись на свободе, Берри получил специальность парикмахера и некоторое время проработал косметологом. Он женился на Теметте Саггс в 1948-м — они пережила мужа, как и четверо их детей: Ингрид Берри, Мелоди Эскридж, Алоха Айза Ли Берри и Чарльз Берри-младший.

В ранних 50-х Чак Берри играл на гитаре в небольшой группе, которая исполняла смесь блюза с поп-музыкой и случайно закравшимися мелодиями кантри. Едва лишь присоединившись к Johnnie Johnson Trio, он быстро изменил направленность группы и стал ее лидером.

От техасского гитариста T-Bone Walker Чак Берри перенял технику зажатия двух струн за раз, которую он превратил в талисман рок-н-ролла. После ее заимствовали The Rolling Stones и бесконечное число других музыкантов. Берри также предугадал популярность кантри и добавил к своим гитарным партиям деревенского тванга. Гибридная музыка Чака Берри вместе с его харизмой и умением подать себя привлекала как темнокожих, так и белых слушателей в клуб «Космополитен» в Сент-Луисе.

В 1955 году мистер Берри отправился в Чикаго и попросил одного из своих кумиров, блюзмена Мадди Уотерс, помочь с записью. Уотерс отправил его на лейбл, где записывался сам — Chess Records. Один из владельцев компании Леонард Чесс распознал потенциал в песне «Ida Red».

Будучи вариантом старой одноименной кантри-мелодии, «Ida Red» опиралась на бит размером в 2/4. Чак Берри написал историю про автомобильную погоню — рассказчик постоянно меняет машины, чтобы поймать постоянно ускользающую девушку. Леонард Чесс предложил сменить песне название на «Maybellene», и 21 мая 1955 года мистер Чесс и басист Уилли Диксон собрали группу, чтобы записать ритм.

«Отличный бит, тачки и молодая любовь, — вспоминал потом Чесс. — Это было общим направлением, а мы его изменили».

Музыка оказалась яркой и чистой, затрагивающей самое сердце смесью кантри и блюза. Даже 60 лет спустя она звучит все так же безрассудно и дерзко.

В «Maybellene» Чак Берри очень четко пропел каждое слово. Его отличная дикция и отсутствие заметного акцента ввели в заблуждение слушателей и промоутеров, которые вообще-то привыкли к различным исполнителями ритм-энд-блюза. Они решили, что Берри белый. Подросткам же было плевать: они услышали музыканта, который наконец-то был готов покорить мир.

Песню отправили ди-джею Алану Фриду, который вместе с другим музыкантом, Рассом Фратто, был также указан в качестве авторов и получили долю роялти. Фрид постоянно включал песню на своих шоу, и вскоре «Maybellene» заняла пятую строчку в чарте Billboard как поп-композиция и первую — как хит R&B.

С 1955 по 1968 годы мистер Берри погнался за классикой. Хотя он разменивал 20-й десяток на 30-й, он смог встать у истоков новехонького, недавно придуманного жанра, получившего название «рок-н-ролл».

Неважно, насколько продуманными были песни вроде «School Day» и «Rock and Roll Music» — они уловили дух рок-н-ролла и определили его мифологию. «Johnny B. Goode» вошла в топ-10 песен 1958 года и рассказала архетипичную историю рокера, чья «гитара звучит как колокольчиков звон» (фраза в оригинале — «he could play the guitar just like ringin' a bell»).

Берри и Фрид сыграли в трех фильмах: «Rock, Rock, Rock,» «Mr. Rock and Roll» and «Go, Johnny, Go». В фильмах и на концертах Барри развлекал публику своей знаменитой «утиной походкой».

Песни Берри, написанные в 50-х, стали меньше обращаться к подросткам. Он рассказывал сюрреалистичные, помпезные истории, на которых учились Боб Дилан и Джон Леннон — Thirty Days" и «Jo Jo Gunne», например. В «Brown Eyed Handsome Man» (1956) он выставил на обозрение слабо прикрытую расовую гордость. Впрочем, чувство юмора и отсутствие жалости редко подводили его.

В 1957 году Берри купил 30 акров в Вентцвиле, где построил парк развлечений Berry Park и ресторан Southern Air. Через год он также открыл клуб Bandstand в Сент-Луисе.

В ранних 1960-х годах песни Берри вдохновили как «британское вторжение», так и калифорнийский рок. The Beach Boys переделали его «Sweet Little Sixteen» в свое «Surfin' U.S.A.» (Берри их за это засудил и добился того, чтобы его указали соавтором). The Rolling Stones выпустила каверы на его песни, а The Beatles переделала «Roll Over Beethoven» и «Rock and Roll Music.» Но к тому времени, как его музыка получила новую аудиторию, сам Берри оказался в тюрьме.

Берри арестовали в 1959 году из-за несовершеннолетней работницы его клуба в Сент-Луисе, которая занималась проституцией. Было два заседания суда, и в итоге его признали виновными. Первый вердикт отменили из-за расистских комментариев судьи. Берри провел 20 месяцев в тюрьме, когда жена его бросила (впоследствии они воссоединились), что погасило искру творчество.

Впрочем, он не полностью утратил вдохновение, что видно по хитам «Nadine,» «No Particular Place to Go,» «You Never Can Tell» и «Promised Land». В 1964 году Берри появился фильме «The TAMI Show», где также снялись Джеймс Браун, The Rolling Stones, Марвин Гейн, The Beach Boys и The Supremes.

В 1966 году Берри сменил студию Чесса на Mercury Records. и это плохо отразилось на его записях. Он переделал несколько старых хитов и пытался достучаться до новой аудитории — хиппи. Однако уже в 1970 вернулся на Chess Record, где записал новые песни, такие как «Tulane» и «Have Mercy Judge». Они показали, что Берри не потерял своего остроумия, однако не вошли даже в топ-40.

Однако в 1972 Берри выпускает свою лучшую по рейтингам песню — «My Ding-a-Ling». Ее продажи были миллионным, и песня стала первым и единственным поп-синглом Берри. Она принесла ему первое место в национальном хит-параде США. А еще она стала его последним хитом. Последовавший затем альбом «Bio» (1973) приняли плохо, а «Rockit» (1979) и вовсе не продавался. Но Берри не сдавался: он сыграл сам себя в фильме «American Hot Wax», рассказывающем о рок-музыке 50-х, и продолжал ездить в туры.

В июле 1979 года он выступил для президента США Джимми Картера в Белом доме. А три дня спустя его приговорили к заключению на 120 дней и испытательному сроку на четыре года за неуплату налогов.

Проблемы с законом у Берри возникали и в 1990-х, когда полиция нашла в его доме 62 грамма марихуаны и записи, сделанные скрытой камерой в дамской комнате его ресторана. Берри пошел на сделку, и до суда не дошло. Ходили слухи, что он выплатил пострадавшим 1,2 миллиона долларов.

Фото: Антон Денисов / РИА «Новости»

Но в 80-х его уже признавали как пионера рока. Берри никогда не получал Грэмми, однако был в числе первых музыкантов, которых ввели в Зал славы рок-н-ролла.

Чак Берри продолжал выступать в 80-х, обычно с местячковыми группами, как делал всю свою карьеру. Однако порой он появлялся на сцене и с другими звездами. Когда Зал славы рок-н-ролла открылся в Кливленде в 1995 году, Берри выступил там с Брюсом Спрингстином и The E Street Band.

В 2012 году он заявил журналистам, что «дни его песен прошли». Фраза была произнесена перед выходом на сцену на концерте в Кливленде, где исполнил «Johnny B. Goode» и «Reelin' and Rockin'», а также спел с другими музыкантами заключительную композицию - «Rock and Roll Music». Пожалуй, это было последнее из его крупных выступлений.

На свое 90-летие Берри сделал удивительное заявление. Он собирался выпустить свой студийный альбом впервые почти за 40 лет. Берри хотел назвать его просто — «Chuck» — и назначил релиз на июнь. В альбом должны были войти исключительно новые песни.

Музыка Чака Берри уже вышла за пределы нашей планеты. «Johnny B. Goode» записана на золотые пластинки, которые корабли Voyager I и Voyager II унесли в космос в 1977.




ВСЕ НОВОСТИ