facebook_pixel
  • 09 октября 2018, 02:10

    «Человек без кожи». Каким был лауреат «Русского Букера» Олег Павлов

    В воскресенье, 7 октября 2018 года, не стало российского писателя Олега Павлова. Он умер в возрасте 48 лет. О кончине литератора сообщил его коллега Платон Беседин. Павлов никогда не был простым для понимания автором. Его произведения вызывали тяжкие раздумья, противоречивые эмоции и критику. Однако это не помешало писателю стать лауреатом литературных премий журналов «Новый мир» (1994), «Октябрь» (1997, 2001, 2007), «Знамя» (2009), а также получить «Русский Букер» за трилогию «Повести последних дней», заключительная часть которой — «Карагандинские девятины» — стала очередным поводом для споров о творчестве Павлова.

    «Человек без кожи». Каким был лауреат «Русского Букера» Олег Павлов

    «Писатель и мораль — вещь очень сложная. С одной стороны, писатель совершает совершенно аморальные вещи. Если священник хранит тайну исповеди, то писатель любую исповедь превратит во что-нибудь и не пожалеет при этом никого. С другой стороны, самое важное понятие в литературе — это понятие правды, соответствия, точности, честности. Правда невозможна без честности, без честного взгляда на себя и свою жизнь. Должно быть совершенное соответствие твоей личности твоему тексту», — считал Олег Павлов.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/10/15704_113.jpg

    Начинающим авторам он советовал требовать от себя бесстрашия и честности. Если этих качеств у писателя нет, то он обречен и никогда не победит.

    «Литература — это дело бесстрашных, но не бесстыжих. Когда не страшно сказать, когда не страшно написать, когда не страшно эти переживания свои отдать. В то же время другие люди в этом нуждаются. Сочувствие вызывает только то, что вы пережили. То, что вы не пережили, ни у кого не вызовет сочувствия», — говорил писатель.

    Не случайно литературным дебютом самого Павлова стал почти автобиографический цикл рассказов «Караульные элегии», написанный по воспоминаниям о службе в конвойных войсках Туркестанского военного округа.

    Яркий представитель сложного времени

    По мнению российского писателя и литературного критика, лауреата российской букеровской премии 1999 года Михаила Бутова, Олег Павлов принадлежал к странному поколению литераторов, которое должно было пробиваться и заявлять о себе в условиях, когда литература особенно никого не интересовала.

    «Это потом все быстро поменялось и появились звезды. Было такое десятилетие, когда Павлов печатал свои первые вещи. Когда в стране все очень сильно переосмысливалось и занятие литературой было не то чтобы немодным, на литераторов смотрели, как на странных людей, которые непонятно чем занимаются, в то время как все нормальные люди куют деньги», — вспомнил Бутов.

    Он добавил, что и сам принадлежит к этой же генерации. Такое положение вещей, по мнению Бутова, сказалось на судьбе многих людей того литературного поколения. Павлов был совершенно одиноким. У него не было ни с кем общего поля, он был сам по себе, а это очень сложно.

    «Одно дело, когда ты подключен к какой-то культурной группе и тебя все время поддерживают внутри нее. Павлова никто не поддерживал. Не потому, что он не был этого достоин, а потому, что он попал вот в такую странную временную ситуацию», — сказал Бутов.

    По мнению критика, вклад Олега Павлова в русскую литературу еще предстоит оценить.

    «Время покажет, кто останется в слове, кто исчезнет. Мне кажется, что он был одним из самых ярких представителей своего времени. Это можно утверждать с уверенностью», — подчеркнул Бутов.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/10/15705_111.jpg

    Живой классик

    По мнению российского историка, писателя и литературного критика Дмитрия Володихина, Олег Павлов являлся своего рода живым классиком. Он всегда ставил себе чрезвычайно высокий художественный идеал и старался соответствовать тому стилю, которым писали люди XIX и начала XX века.

    «Его вещи — сложные, интеллектуальные — предназначены прежде всего для людей с чрезвычайно широким кругозором, изощренным интеллектом и были литературным ребусом. Вместе с тем в них сохранялась связь живых чувств», — сказал Володихин.

    На его взгляд, уход Олега Павлова — очень большая утрата для русской литературы.

    «Жаль, что так произошло. Я думаю, что он, совсем еще нестарый человек, мог написать достаточно значительных вещей», — сказал Володихин.

    Не жалел себя

    Российский писатель, литературовед и литературный критик Майя Кучерская назвала Олега Павлова автором замечательной прозы, которая написана в традициях русской классической литературы. При этом, отметила Кучерская, она, как любая большая проза, сохраняет свою актуальность, поскольку повествует о страдании человека.

    «И сам Олег Павлов был человеком страдающим. Это было очень заметно. Он был очень масштабным, и все, что он делал и говорил, выдавало талант», — сказала она.

    По словам Кучерской, Павлов очень смешно шутил и «хорошо общался, когда оттаивал».

    «Главное, что он был очень искренен. Абсолютное ощущение, что человек без кожи. И его раннюю смерть можно объяснить тем, что он вообще себя не жалел, легко себя расходовал», — подытожила Кучерская.