12 июля 2021, 13:52

Раньше Чехия ко всем женским фамилиям добавляла «-ова». Это отменили, и лингвисты в печали

Читать 360tv в

В Чехии разрешили не использовать суффикс «-ова» для женских фамилий в документах. Для феминисток это победа над дискриминацией, а для консерваторов — отказ от традиций в пользу глобализации.

В Чехии женщинам официально разрешили убирать суффикс «-ова» из фамилий. Такой закон подписал президент страны Милош Земан, сообщил The Times. Распространенная в Чехии мужская фамилия Новак у женщин звучала как Новакова. Правило касалось даже иностранцев. Так, Мэрил Стрип была Стриповой, Дженнифер Энистон — Энистоновой, а Алла Пугачева — Пугачевовой.

Реклама

Такое правило вызывало даже недопонимание за границей. Сотрудники иммиграционной службы иногда не понимали, что мужчина и женщина состоят в браке, поскольку их фамилии разные. Приехавшей в Турцию чешской паре чуть было не пришлось спать в разных комнатах отеля. Консервативный хозяин сначала не поверил, что они состоят в браке, написал сайт Los Angeles Times.

Феминистки против «-овы»

Принятый парламентом закон тоже вызвал споры в чешском обществе. Еще с начала нулевых феминистки считали добавленный суффикс сексистским, который буквально означал принадлежность мужу или отцу, написал Chicago Tribune.

Спустя почти 20 лет одна из инициаторов законопроекта бывшая министр юстиции Хелена Валькова заявила, что выбор фамилии — это личное право, в которое чрезмерно вторгается государство, написал Euronews. Эксперт в гендерной лингвистике и автор книг по гендерному равенству Яна Вальдрова назвала чешское общество очень сексистским.

«Лингвистическая дискриминация женщин — это внешнее подтверждение дискриминации женщин в суде и на рынке труда», — добавила Вальдрова.

Она также заявляла, что новая реформа — это возвращение к языковой традиции, которая существовала до 1945 года. Только после Второй мировой войны чешским женщинам пришлось принять гендерный суффикс в своих фамилиях.

Введение правила напрямую связано с последствиями Второй мировой войны, когда немецкоговорящее население высылали из Чехии в ГДР и ФРГ. Лидеры страны рассматривали их как предателей, которые приняли нацистскую оккупацию. Правительство Чехословакии тогда взяло курс на «чехизацию» и ввело обязательный суффикс «-ова» в женских фамилиях.

По словам Яны Вальдровой, это было частью унижения тех немцев, которых по какой-то причине не выгнали из страны.

Но не только феминистки выступают против суффикса. Депутат от чешской Пиратской партии и другой инициатор законопроекта Ондржей Профант заявлял, что закон просто расширит уже доступное для некоторых чешских женщин право.

«В мультиязыковой среде фамилия с суффиксом „-ова“ может быть очень непрактичной. Вот почему варианты женских фамилий без суффикса уже существуют сегодня», — объяснял парламентарий.

Он отметил, что около 10 лет чешским женщинам позволяли не использовать суффикс «-ова», если они выходят замуж за гражданина другой страны или если они могут доказать, что собрались жить за рубежом. В итоге многие женщины шли на обман, чтобы сохранить фамилию без суффикса.

Сторонники суффикса

Лингвисты не согласны с Вальковой и Профантом. Они считают, что исчезновение гендерного суффикса только усложнит запутанную грамматику и систему склонений в чешском языке.

Известный чешский лингвист Карел Олива заявлял, что женщины могут не использовать суффикс в обычной речи. Но специалист также предостерегал, что чешский язык может быть в опасности, если закон закрепит это правило.

В одном из интервью он рассказал, что законопроект — это часть курса на глобализацию, отказ от чешской традиции. Специалист добавил, что поддерживающие новые правила политики, вероятно, воспринимают чешский как странный пережиток прошлого в глобальном мире и хотят любым способом от него избавиться.

Некоторые политики оказались тоже не в восторге от реформы. Сенатор от консервативной партии «Старосты и независимые» Михаэль Ганов сетовал на то, что законопроект гендерно не сбалансирован, поскольку он не позволял мужчинам добавлять суффикс «-ова» к фамилии.

Несмотря на то, что обе палаты парламента одобрили законопроект, а президент подписал его, реформа начнет действовать только в 2022 году.

Реклама

Реклама