27 ноября 2018, 21:52

«Реакция водителей будет немного неадекватной». Чего ждать от выхода робомобилей на дороги России

Читать 360tv в

Беспилотные автомобили начнут ездить по дорогам Москвы и Казани с 1 декабря. В проекте участвуют порядка 100 машин, которые до 2022 года будут тестироваться, чтобы впоследствии выработать требования и правила к автомобилям этой категории. Будут ли россияне рассекать на беспилотниках в ближайшие годы — разбирался «360».

«А» — значит «автономное вождение»

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о начале экспериментов с беспилотными автомобилями. Машины с 1 декабря 2018 года выпустят на дороги Москвы и Казани, чтобы к 1 марта 2022 года выработать правила пользования и движения для этого вида транспортных средств.

Реклама

Премьер, комментируя постановление, отметил, что в ходе тестов дадут определения процессам, связанным с беспилотным транспортом, включая, что есть автоматизированная система вождения и кто является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства. «Отсюда вытекают юридические последствия, связанные с несением ответственности за возможный ущерб, который может быть причинен», — добавил Медведев. Похожий акт приняли в Китае и США в 2017 году.

Еще в начале ноября Минпромторг подготовил проект постановления о проведении такого эксперимента. Акт вызвал массу споров: людей смутили нормы, ограничивающие доступ стартапов к эксперименту, так как в изначальной редакции документа говорилось, что компания-участник должна иметь уставный капитал в размере 100 миллионов рублей.

К слову, беспилотный транспорт, который выйдет на дороги Москвы и Казани, пометят знаком «А», что означает «автономное вождение».

Возможность ведения в эксплуатацию беспилотного транспорта обсуждается уже несколько лет. Экспериментальный робомобиль есть у «Яндекса», а электробусы «Шатл» и «Матрешка» у КамАЗа и Volgabus соответственно. Концепты не имели права выезжать на дороги общего пользования, однако «Яндексу» это не мешало тестировать машины на улицах столицы и трассе М7.

Плюсы и минусы беспилотного транспорта

В пользовании беспилотным транспортном есть свои преимущества. Во-первых, это минимизация ДТП, либо их полная ликвидация и, как следствие, исключение человеческих жертв. В этой связи снижаются расходы на страхование и медицину быстрого реагирования. Кроме того, снизится стоимость транспортировки грузов и людей за счет экономии на зарплате и времени отдыха водителей. Также повысится эффективность использования дорог за счет централизованного управления потоком транспорта. Снизится потребность в покупке личного автомобиля, так как в нем не будет необходимости из-за развития систем каршеринга. Повысится пропускная способность дорог, так как сузятся дорожные полосы. Что касается социальных преимуществ, то машинами смогут пользоваться люди без водительских прав, а в салоне беспилотника можно будет заниматься важными делами, а не смотреть на дорогу. По сути, робомобиль превратится в такси, где вы просто будете сидеть и наслаждаться поездкой.

Недостатков тоже немало. Во-первых, кто будет нести ответственность, если робомобиль попадет в аварию? Во-вторых, некоторые люди любят водить машину самостоятельно, а появление беспилотных авто исключит возможность рулить человеку. Не стоит упускать из вида фактор, что программное обеспечение, каким бы продуманным оно не было, может не только глючить, но его могут взломать. Кроме того, люди, работающие в сфере транспорта, например, таксисты, потеряют работу.

Этический вопрос, аналогичный «проблеме вагонетки», сформулированной философом Филиппой Фут в 1967 году. Теория заключалась в том, что вагонетка несется по рельсам, к которым привязаны пять человек. Наблюдатель стоит на мосту и может повернуть рычаг, чтобы вагонетка поехала по другому пути — запасному. Однако на запасном пути находится один человек, так же привязанный к рельсам. И вопрос: как поступить? Эта же теория, гипотетически, может стать явью для беспилотного автомобиля: как компьютер решит — сбить пять человек или одного, если третьего не дано?

Неоднозначное будущее

Заместитель главного редактора журнала «Авто Ревю» Леонид Голованов в разговоре с «360» объяснил, что впоследствии в мире все транспортные средства будут управляться компьютерами. Более того, это будет более совершенный способ организовывать дорожное движение, однако технологии, которые должны применяться, еще не созданы.

Робомобилизм — это наше будущее и очень хорошо, что в России, как и, например, в Америке, Японии, Германии и так далее, наконец-то принят закон, по которому можно будет легально испытывать беспилотники на дорогах общего пользования

Однако это не значит, что мы увидим эти машины в большом количестве без водителей в ближайшие годы. «Мне кажется, что впереди долгий достаточно путь, который будет измеряться десятилетиями, но первый шаг сделан и хорошо, что мы включены в этот процесс», — отметил специалист.

Что касается безопасности вождения, беспилотник будет водить гораздо лучше человека. Все же, системы, которые должны быть в подобном транспорте, еще не созданы, их только предстоит создать. «И без испытаний на дорогах общего пользования, естественно, с водителем, человеком, оператором, который будет сидеть за рулем, готовый перехватить управление, это невозможно. Сейчас именно этот этап», — добавил Голованов.

Прогресс не стоит на месте, поэтому в будущем, возможно, человеку вообще будет запрещено водить машину. Но для этого миру предстоит кардинально пересмотреть и правила, и дороги, и технологии.

Я глубоко верю в наше беспилотное будущее. Оно настанет, в том числе, и в России. Возможно, позже, чем это произойдет в Америке, Японии и западной Европе, но произойдет

«В обществе будущего людям вообще будет запрещено водить транспортные средства — этим будут заниматься роботы. Это повлечет за собой кардинальную перекройку дорог и транспортной системы. Но это будущее, а сейчас, когда дороги приспособлены, или в России плохо приспособлены, для вождения человеком, то главная задача — это научить робомобили взаимодействовать с транспортными средствами, управляемыми людьми, без опасностей. Это сложная задача, которую сейчас решают», — поделился Голованов.

Что касается техники безопасности и ДТП, то, по мнению Голованова, беспилотные транспортные средства вообще не будут попадать в аварии.

«Робомобиль должен теоретически вообще никогда не попадать в аварию. В этом весь смысл: если человек устает и совершает ошибки, то робот не устает и не совершает ошибок, но это лишь теоретически. Пока что накат до сбоя даже у лучших американских образцов составляет несколько тысяч километров. Это значит, что робот несколько тысяч километров едет безошибочно, а потом делает ошибку, которая, соответственно, грозит смертью», — сказал специалист.

Маленький сбой и большие проблемы

Независимый технический эксперт Юрий Антипов в беседе с «360» сказал, что на данном этапе развития технологий нельзя выпускать робомобили на дороги общего пользования, потому что компьютеру свойственно ошибаться.

Я за свою жизнь сталкивался с сотней случаев, когда отказывала электроника: в компьютере, электронной аппаратуре и так далее. Соответственно, если мы выпускаем технику на дорогу, которая будет под контролем только электроники, сбои никто не сможет убрать до нуля

Сбои всегда возможны даже в космической технике, а что касается машин, то малейший сбой в электронике, когда авто движется в общем потоке, приведет к очень тяжелым последствиям. «Поэтому решение провести эксперименты на заполненных улицах я бы ни за что не сделал. Беспилотники уже попадают в аварию буквально проехав еще совсем немного по дорогам других стран», — напомнил специалист.

Как люди будут относиться к тому, что за рулем автомобиля нет водителя? По словам Антипова, все, безусловно, будут удивляться, но реакция на них будет не ярче, чем на тонированные машины.

«Реакция рядом едущих водителей и видящих, что рядом движется авто без водителя, конечно же, будет немного неадекватной, неожиданной, но это не скажется на общем вождении. То же самое с пешеходами. Машина с затемненными боковыми окнами, где водитель не просматривается, имеет такое же влияние чисто внешне на пешехода, когда он видит, что за рулем машины никого нет», — отметил Антипов.

Но действия машины в экстремальной ситуации — вот что является большей опасностью. Компьютеры глючат, их приходится перезапускать. У машины любой перезапуск невозможен. Если вдруг произошел — жди тяжелых последствий на дороге

Чтобы запустить беспилотный транспорт, нужно проделать огромную работу с инфраструктурой. Хотя бы привести дороги в порядок — они должны быть совершенными. Автомобилисты знают, как зачастую сложно передвигаться по российским дорогам, которые местами усыпаны ямами. А беспилотнику придется объезжать эти препятствия, анализируя дорогу на несколько десятков метров вперед. Кроме того, в России много мест, где не видны знаки, например, из-за деревьев, которые их загораживают. Более того, как робомобили будут выкручиваться из ситуации со слепыми зонами на перекрестках? По словам Антипова, не нужно спешить в такого рода делах.

Торопливость нужна при ловле блох. На Западе такого массового нет, а пошло-то все оттуда. Более того, машина оборудована их электроникой, у нас же сделан упор, чтобы все программное обеспечение было нашим. Как работают наши программные обеспечения на сегодняшний день — мы прекрасно понимаем

То, как будет себя вести машина при обнаружении электроникой каких-то опасностей на дороге зависит от алгоритма, который туда закладывается. А алгоритмы не совсем адекватны, считает эксперт.

«Живой пример — Boeing. Boeing вынужден был признать, что 737-м самолете их модели есть большие проблемы, связанные с управлением. В частности стабилизаторами, когда пилот, из-за того, что стабилизатор под действием импульсов от электроники ведет себя таким образом, что ты не в состоянии исключить падение самолета и уход его в пике. Если будет малейшая неточность в алгоритме, то машина без водителя будет усугублять ситуацию», — добавил специалист.

В любом случае, по мнению Антипова, со временем прогресс сделает свое дело и беспилотники, максимально отлаженные, адаптированные для дороги, появятся. «Это медленный процесс, но к этому времени придут другие средства передвижения», — сказал эксперт. Антипов отметил, что тесты беспилотного управления лучше начать с поездов метрополитена. По его мнению, там проще управлять электроникой, нет пешеходов, пересечений путей.

Реагирует быстрее водителя

Автор видеоблога «Лиса Рулит» Елена Лисовская в разговоре с «360» поделилась мнением, что беспилотные машины нужно выпускать на дороги только тогда, когда все алгоритмы техники продуманы и прописаны. Лисовская привела в пример автомобиль Tesla, который водит сама. Эта машина не является беспилотной, но оснащена автопилотом, который работает по схожему принципу.

«Я как человек, который пользуется Tesla и активно пользуется автопилотом ежедневно, могу сказать, что даже у Tesla, которая разрабатывалась безусловно хорошими инженерами, она не разрабатывалась как исключительно беспилотный транспорт, на автопилоте ездить можно и это абсолютно безопасно. В случае, если передо мной кто-то делает какие-то странные маневры на дороге, машина сильно заранее реагирует. Мне кажется, что она реагирует быстрее, чем могла бы отреагировать лично я», — сказала Лисовская. 

Сейчас блогерша часто пользуется автопилотом Tesla, но ей было страшно доверить себя этой технологии в начале. «Поначалу я с таким опасением думала о том, что я могу отпустить руки на 10 минут и наблюдать за тем, как у меня сам поворачивается руль. Она (машина — прим.ред) реагирует даже быстрее, чем я», — добавила Лисовская.

Что касается ситуации с дорогами, Лисовская подтвердила, что на покрытии должна быть совершенно четкая разметка. «Если у нас беспилотный транспорт ориентируется на показания разметки, то она должна быть. Все, на что ориентируется при своем передвижении беспилотный транспорт, все это должно быть доведено до состояния идеала», — считает блогер.

По идее, если все проработано хорошо, это должно не просто снизить [число ДТП], а условно свести к нулю. Но здесь вопрос к организаторам и разработчикам: могли ли они учесть все, чтобы мы совершенно спокойно говорили, что у нас по дорогам ездят автомобили, чьи алгоритмы условно совершенны

«В отличие от большинства критиков, я считаю, что в России прекрасные умы. Есть ряд других факторов, по которым, например, наш автопром не успешен. Но если говорить о каких-то разработках высокоинтеллектуальных, у нас прекрасные умы. Мы не должны думать о том, что мы глупее или более отсталые, чем другие страны. Если есть бюджет, если нет коррупции и если работают хорошие специалисты, а у нас есть такие, то вполне возможно нам самим разработать весьма достойные автомобили», — добавила блогер.

Лисовская подчеркнула, что, по сути, беспилотные автомобили нужны всем, просто эти машины должны иметь в себе заложенные идеальные алгоритмы. «Если разработчики в силах сделать такие автомобили, то это классно», — добавила Лисовская.

Есть момент спорный и интересный: когда происходит авария, все прекрасно понимают, кто виноват, кто прав, а вот когда будет происходить, не дай бог, авария с участием беспилотника, кто будет виноват? Разработчики?

Реклама

Реклама