27 сентября 2018, 15:46

«Навязывают поездки, хватают за руки». Как таксисты‐частники стали проблемой аэропортов

Читать 360tv в

Работу таксистов в аэропортах предложили регулировать по новым правилам. Нелегальных перевозчиков хотят штрафовать. Правила могут распространить и на упаковщиков багажа. Поддержат ли аэропорты инициативу и насколько актуальна идея, разбирался «360».

Представители Международной ассоциации аэропортов (МАА) предложили утвердить новые правила на территориях воздушных гаваней. Они призывают выдворять нелегальных таксистов, упаковщиков багажа, попрошаек и других незаконных предпринимателей. Для этого авторы идеи предлагают внести изменения в Воздушный кодекс и соответствующие поправки — в Кодекс административных правонарушений.

Реклама

За нелегальную предпринимательскую деятельность будут предусмотрены штрафы. Рядовые граждане заплатят 2,5-5 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели — от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица должны будут отдать 50-100 тысяч рублей.

Проблема с нелегальным предпринимательством существует в воздушных гаванях давно, отметил исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Он рассказал «360», что с появлением новых терминальных комплексов количество индивидуальных предпринимателей заметно увеличилось.

В терминальных комплексах стало появляться достаточно большое количество людей и каких-то частных структур в виде индивидуального предпринимательства и так далее, которые стали не просто предлагать услуги, но и пытаться навязать их, хватая людей за руки, говоря о том, что кроме них услугу никто быстро и качественно предоставить не сможет. Это также касается такси на приаэродромной территории

Новые правила в терминалах

Нелегалы зачастую оказывают услуги некачественно, слишком дорого, а иногда просто берут определенную сумму и сбегают. У аэропортов нет правовых оснований пресекать подобную деятельность. Поэтому их представители неоднократно обращались в МАА с просьбой решить вопрос.

Некоторое время назад над проблемой работали в правительстве Московской области. Депутаты собирались ужесточить ответственность за оказание несанкционированных услуг в терминалах. Однако инициативу так и не удалось продвинуть, поскольку прорабатыванием закона должны заниматься компетентные органы в рамках Федерального законодательства либо авиационных правил.

«В настоящее время разработаны два документа: это необходимость изменения в России и внесение в Воздушный кодекс и в Кодекс административных правонарушений. А также мы предложили Минтрансу совместно с правительством документ под условным названием „Правила предоставления услуг в терминальном комплексе или в аэропорте“», — сказал Никотин.

Минтранс, в свою очередь, не проявил большой солидарности, но представители МАА пытаются убедить ведомство поддержать их, отметил собеседник. Сотрудники министерства сообщили «Известиям», что готовы обсудить конкретные предложения с привлечением общественности. А также уточнили, что согласовывать инициативу необходимо с заинтересованными структурами.

Разработку полностью поддерживает Домодедово. Руководитель пресс-службы аэропорта Александр Власов сообщил «360», что главное — на законодательном уровне определить все механизмы противодействия незаконной предпринимательской деятельности.

«Важно, чтобы при принятии такого законодательного документа было определено необходимое полномочие правоохранительных органов для того, чтобы они могли быстро и эффективно пресекать подобные явления. Потому что мы со своей стороны более 1,5 года назад действительно столкнулись с такой ситуацией. В Домодедово было буквально нашествие нелегальных обмотчиков багажа, которые предоставляли услуги незаконно», — сказал он.

Разработка таких правил, на наш взгляд, необходима, потому что нелегальные услуги снижают уровень обслуживания и создают непрозрачную для государства экономическую среду

Начальник пресс-службы Шереметьево (АО «МАШ») Роман Генис отметил, что в последние годы возросло число противоправных действий на территории аэропорта, в местах общего пользования. «Еще одной вопиющей проблемой является „агрессивный маркетинг“ — навязывание на территории аэропорта различных услуг, не отвечающих требованиям безопасности и приводящим к опасным для потребителей последствиям. Это гостиничные услуги, услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, услуги по упаковке багажа и тому подобное», — рассказал он «360».

Однако за действия таких лиц аэропорт не несет ответственности, так как не имеет договорных отношений с предпринимателями. «В АО „МАШ“ неоднократно поступали обращения, в которых пассажиры жаловались на предложение услуг в грубой форме. Механизм, позволяющий уберечь пассажиров от недобросовестного предоставления таких услуг, отсутствует. <…> Любое нарушение правил пользования техническими средствами может негативно отразиться на выверенной и отлаженной технологии по обеспечению авиационной деятельности», — отметил собеседник.

Генис считает необходимым урегулировать вопрос с нелегальными предпринимателями на федеральном уровне, что в свою очередь повысит безопасность пассажиров на аэровокзальной территории.

Нелегальные предприниматели

Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что более оправданно было бы не запрещать работу, а обязать компании заключать с аэропортом соглашения и выплачивать определенную премию за возможность вести бизнес. Инициатива МАА в первую очередь поможет аэропортам избавиться от нелегальных таксистов, назойливо предлагающих пассажирам свои услуги.

Еще в 2015 году «Мослента» провела расследование, внедрившись в банду нелегальных перевозчиков. Чтобы встречать пассажиров в зоне прилета и предоставлять им услуги, необходимо было лишь платить «нанимателям» пять тысяч рублей в месяц. Лицензии у таксистов, естественно, не было. Они покупали лишь «шашечки» и карточку, которая дает им основание стоять у аэропортов.

Стоимость проезда у них стоит раза в два, а то и три дороже, чем у официальных компаний. Правда, на руки нелегалы получают не всю сумму от поездки. Даже если таксист смог заработать 10 тысяч рублей, он получит не более 1,1 тысячи рублей.

Подобные нелегальные предприниматели работают и в сфере упаковки багажа. Как отметил представитель Домодедово, в 2016 году в воздушной гавани действовала группа обмотчиков сумок. Свои услуги они предлагали за меньшую цену, чем официальные конторы. Работали без чеков, а багаж обматывали обычной пищевой пленкой прямо на полу зала.

По некоторым данным, их ежедневный заработок в среднем составлял до 30 тысяч рублей. Правда, и трудились упаковщики весьма активно. Настойчиво предлагать свои услуги они начинали прямо у входа в аэропорт, где и упаковывали багаж. Тогда действия предпринимателей назвали угрозой транспортной и антитеррористической безопасности.

Реклама

Реклама