• 25 октября 2018, 16:24

    Час от часу дороже. Зачем в общественном транспорте хотят ввести «динамические» цены на проезд

    Минтранс планирует ввести «динамические» цены на проезд в общественном транспорте. Ведомство предлагает уменьшить плату днем и увеличить ее стоимость в часы пик. По задумке ведомства такие меры должны разгрузить наземный транспорт и метрополитен. Как нововведение может повлиять на тарифы, разбирался «360».
    Час от часу дороже. Зачем в общественном транспорте хотят ввести «динамические» цены на проезд

    Министерство транспорта РФ предлагает использовать динамические тарифы в общественном транспорте. Об этом сообщила в четверг газета «Известия» со ссылкой на ведомство. По информации издания, предложение министерства об «использовании динамически регулируемых тарифов для управления пиками пассажиропотоков» будет направлено в правительство в качестве меры по развитию городского транспорта.

    Точные параметры тарификации чиновники еще не разработали. По задумке ведомства проезд на общественном транспорте должен быть дешевле днем, а дорожать в часы пик. С новой тарификацией на билетах смогут экономить пенсионеры, домохозяйки, фрилансеры и сотрудники с гибким графиком. Властям мера поможет решить проблему незаполненного дневного транспорта, а также разгрузить его в утренние и вечерние часы, считают в министерстве.

    Примечательно, что на некоторых видах транспорта «динамические» тарифы уже существуют. В городских такси уже не первый год цена на поездки варьируется в зависимости от спроса и предложения в течение дня.Так, стоимость поездки по одному и тому же маршруту в часы пик может подорожать на 20—40%.

    Динамическая тарификация позволит сократить и экономические издержки, отметил в разговоре с «360» депутат Госдумы Александр Старовойтов. «В условиях общего тарифа муниципальные и коммерческие перевозчики в данный момент несут убытки из-за нехватки пассажиров в дневное время. Но решать финансовые проблемы за счет кошельков граждан нельзя. Возможно, в больших мегаполисах россияне и будут готовы заплатить за проезд большую сумму, но в регионах может сложиться другая ситуация, которая может привести к массовым недовольствам», — подчеркнул парламентарий.

    С коллегой солидарен и депутат Олег Нилов. По его словам, инициатива Минтранса не принесет пользы гражданам. «Я не поддерживаю проект, поскольку он окажет давление на доходы россиян. И в конечном итоге стоимость проезда рискует подорожать в любое время суток», — считает собеседник «360». По его мнению, было бы логично снижать цену в утренние и ночные часы, когда наблюдается низкий поток пассажиров.

    Помимо динамических тарифов, Минтранс предлагает ввести проездные билеты, которые не зависят от числа пересадок, маршрутов и видов транспорта. Сроками реализации этих идей в документе называются 2019–2025 годы.

    Пустые кресла

    Час от часу дороже. Зачем в общественном транспорте хотят ввести «динамические» цены на проезд | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Ежедневно наземным общественным транспортом Москвы пользуются порядка 5,5 миллиона человек. В основном москвичи отдают предпочтение автобусам, которые ежесуточно перевозят около четырех миллионов пассажиров. Не отстает от «наземки» и метрополитен. Ежедневно более девяти миллионов москвичей спускаются в подземку.

    Сейчас 70-80% населения пересаживается на общественный транспорт в утренние и вечерние часы, которые как раз совпадают с часами пик, отмечают опрошенные «360» эксперты. По словам аналитика межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимира Валдина, увеличение тарифов в утреннее или вечернее время, когда автобусы и метро наиболее загружены, не решит проблему. «Люди, особенно в больших городах, так и продолжат ездить на общественном транспорте, и цена не является тут определяющим фактором», — подчеркнул собеседник «360».

    По его словам, эффективнее было бы увеличить стоимость проезда в ночное время суток. «Сейчас стоимость проезда ночью регулируется дневными тарифами, в то время как в странах ЕС он стоит в два раза дороже. Поэтому рациональнее было бы повышать цены в этот промежуток времени. Тогда бы автобусы ходили чаще, что увеличило бы мобильность граждан, а нагрузка на бюджет бы уменьшилась», — считает Владимир Валдин.

    Динамическая тарификация в настоящее время считается общепринятой практикой и применяется во многих западноевропейских странах. К примеру, в общественном транспорте Великобритании. В часы пик — с 6:30 до 9:30 и с 16:00 до 19:00 в будние дни — проезд стоит 8,40 фунта, что в пересчете составляет около 700 рублей. В остальное время цена для пассажиров становится на 17% дешевле, и одна поездка стоит семь фунтов, или около 600 рублей.

    Похожая ситуация наблюдается в Германии, где динамическая тарификация применяется для пригородных поездов. Так, региональный билет дает возможность в течение одного дня ездить по низкому тарифу внутри конкретного региона в любой из дней недели на выбор, но только после 21:00 и до 3:00 следующего дня. Стоимость такого тарифа на 15% дешевле, чем стандартного.