16 апреля 2019, 19:58

Быстрее «Сапсана» и самолета. Где пройдет первая в России высокоскоростная железнодорожная магистраль

Читать 360tv в

Президент России Владимир Путин одобрил план строительства первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали. Речь идет об участке полотна из Москвы в Санкт-Петербург. Новая ветка позволит москвичам добраться до Северной столицы всего за два часа, что втрое увеличит пассажиропоток между городами, прогнозируют разработчики. Сможет ли новый «питерский» маршрут составить конкуренцию авиаперевозкам, разбирался «360».

Президент РФ Владимир Путин проголосовал за начало проектирования высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Российскому лидеру такой транспортный проект показался целесообразным и экономически выгодным, сообщил журналистам его пресс-секретарь Дмитрий Песков. «Президент действительно одобрил начало проектирования такой линии. Проектирование такое начнется. Это была инициатива врио губернатора Петербурга Александра Беглова и РЖД. Два крупнейших города России должны иметь высокоскоростное сообщение. Решение принято», — сказал Песков. Чиновник добавил, что проект приведет к стимулированию экономического потенциала двух регионов.

Реклама

Разговоры о строительстве магистрали, связывающей две столицы, ведутся давно. В марте текущего года Владимир Путин отправил первый проект ВСМ Москва — Петербург на доработку. План вызвал ожесточенный спор в правительстве. Так, министр финансов Антон Силуанов раскритиковал идею, отметив, что пассажиропоток между Санкт-Петербургом и Москвой подсчитан неверно. Вице-премьер Максим Акимов, министр транспорта Евгений Дитрих и гендиректор РЖД Олег Белозеров выступали за выполнение плана в неизменном виде.

Впервые о новой скоростной трассе из Ленинграда в Москву задумались советские власти в начале 60-х годов. Тогда проект не дошел даже до политической верхушки и остался пылиться в конструкторских бюро Ленинграда. О дороге вспомнили уже в новой России с подачи президента Бориса Ельцина. Тогда российский лидер подписал указ о создании ВСМ и учреждении РАО «Высокоскоростные магистрали». Однако в 1998 году проект закрылся из-за недостатка финансирования, оставив после себя лишь котлован рядом с Московским вокзалом в Петербурге, где сейчас стоит знакомый питерцам ТРЦ «Галерея».

Проект приобрел текущие очертания, только когда в его разработку включились РЖД. В 2015 году компания поместила трассу в программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. В данных РЖД указано, что концерн собирается начать строить ВСМ в период с 2026 по 2030 год. Стоимость проекта оценивалась в 990 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов рублей планировало вложить государство. Протяженность трассы — 654 километра.

«Проект может выйти на окупаемость, поскольку спрос на перевозки год от года растет. К примеру, до появления „Сапсана“, 12 лет назад, из Москвы в Северную столицу ходило лишь два локомотива в сутки. Сейчас только „Сапсанов“ курсирует 10-12 штук, не считая классических поездов. С ВСМ может произойти похожая история», — отметил в беседе с «360» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

На пике скорости

Несмотря на то, что пока строительство высокоскоростной магистрали еще находится на начальной стадии, российские разработчики уже составили концепт поезда, который будет ходить по ВСМ. Ожидается, новый состав сможет развивать скорость до 400 километров в час. Для сравнения: «Сапсан», который на данный момент считается самым быстрым локомотивом в стране, разгоняется максимум до 250 километров в час.

При этом поезд будет отвечать всем современным требованиям комфорта. Состав будет собран из 12 вагонов разных классовых категорий. Также в проекте значится вагон-ресторан или бистро, где будут находиться кухня и технические помещения. Единовременно поезд сможет перевозить порядка 700 пассажиров. Вдобавок еще 40 мест инженеры разместили в вагоне-ресторане.

По оценкам опрошенных «360» экспертов, по такой магистрали путь до Москвы из Питера займет около двух часов, что сравнимо по продолжительности с авиаперелетом, который занимает примерно 1,5 часа. Пассажиропоток при этом может вырасти втрое: с текущих 11 до 33 миллионов человек ежегодно.

«Эта трасса будет очень востребована у пассажиров и явно составит конкуренцию не только „Сапсану“, но и авиакомпаниям. Сейчас, чтобы вылететь из Шереметьево в Пулково, нужно два часа как минимум добираться из этих аэропортов до центра. В этом случае у железнодорожных перевозок есть преимущество — поезда приходят прямо в центр города. С учетом того, что поездка по ВСМ будет занимать всего около двух часов, потенциал у проекта огромный», — подчеркнул в разговоре с «360» вице-президент «Центра экономики и инфраструктуры» Павел Чистяков.

Авиация останется востребованной только у транзитных пассажиров, подтверждает Кирилл Янков. «Те, кто добирается, например, до Санкт-Петербурга с пересадкой в московском аэропорту, вряд ли поедет на вокзал, чтобы пересесть на поезд, хоть и очень быстрый. Таким пассажирам будет удобнее воспользоваться авиаперевозками, поэтому полностью перелеты точно не будут отменены. Кроме того, не стоит забывать и о грузовых воздушных перевозках, которые также могут стать более востребованными из-за возросшей конкуренции», — заключил собеседник «360».

Реклама

Реклама