• Был судим и заснул во время «захвата». Что известно о дебошире на рейсе Сургут — Москва

    Во вторник пассажир рейса Сургут — Москва захватил самолет и потребовал направить его в Афганистан. Мотивы мужчины неизвестны. «360» собрал все, что известно о попытке захвата самолета, мужчине, который ее предпринял, а также узнал, как должен вести себя экипаж в таких ситуациях.
    Следующая новость

    Около 15:00 по местному времени (13:00 по московскому) рейс SU1515 с 75 пассажирами на борту вылетел из Сургута в Шереметьево. Спустя какое-то время самолет перестал выходить на связь и изменил маршрут. Выяснилось, что один из пассажиров потребовал направить лайнер в Афганистан. Почему именно туда — пока не ясно.

    Спустя час после вылета самолет приземлился в Ханты-Мансийске. Экипажу удалось уговорить мужчину сесть именно в этом аэропорту на дозаправку. Вскоре появилась информация, что виновника задержали, не нашли при нем оружия, но зато обнаружили много алкоголя в крови. Позднее официальный представитель НАК Дмитрий Павлов опроверг эти данные, как и советник председателя НАК Андрей Пржездомский. Они заявили, что пассажира еще не задержали, а информация об алкогольном опьянении не подтверждена.

    Спустя несколько часов силовики ворвались в самолет и задержали мужчину, из-за которого самолет совершил вынужденную посадку в ХМАО. Пассажиры самолета засняли на видео действия сотрудников правоохранительных органов.

    Примечательно, что на протяжении полета пассажиры вообще не были в курсе, что самолет захвачен. О происходящем они узнали только после приземления в аэропорту Ханты-Мансийска, когда вышли с телефонов в интернет. Несмотря на новости, люди спокойно сидели, слушали объявления командира экипажа.

    Одно решение и судьба 75 человек

    «360» пообщался с заслуженными пилотами России, которые объяснили, что должен делать экипаж, если кто-то из пассажиров требует изменить маршрут самолета.

    Юрий Сытник в разговоре с «360» сообщил, что экипаж ни в коем случае не должен контактировать с пассажиром.

    Если такое требование поступило, экипаж ни в коем случае не должен напрямую контактировать с ним — только по связи телефонной. Это первое. В кабину допускать его нельзя

    Юрий Сытникзаслуженный пилот России.

    Кроме того, кабинный экипаж и бортпроводники должны проявить бдительность и осторожность, выяснить: нет ли у агрессора сообщников; не занесли ли они взрывное устройство на борт; нет ли у них оружия. То есть они должны оценить серьезность намерений пассажира. Если экипаж сможет определить, что человек не опасен, а просто болен, то необходимо посадить самолет в ближайшем аэропорту.

    Требования выполнять ни в коем случае нельзя

    Юрий Сытникзаслуженный пилот России.

    «Но если на самом деле определят, что у него взрывное устройство, или кто-то еще из сообщников ждет, когда экипаж будет выполнять или не выполнять эти требования, тогда экипажу нужно выполнить полет хотя бы до Киргизии или Узбекистана. Попытаться за два-три часа, пока он будет в воздухе, подготовить, нарисовать аэропорт какого-нибудь Афганистана или Пакистана и сказать — вот, да. Спецслужбы должны сработать [на месте]. Это очень сложная операция, я все не могу вам рассказывать, но допускать гибель самолета и пассажиров ни в коем случае нельзя», — рассказал Сытник.

    Если ситуация совсем сложная, тогда следует все-таки выполнить требования захватчиков. «Как правило, примерно из 10 восемь угонщиков — больные люди. Нужно постараться это выяснить и произвести посадку на территории России», — заключил Сытник.

    Заслуженный пилот России Виктор Саженин в беседе с «360» объяснил, что в современном мире сложно захватить самолет, потому что кабинный экипаж, который управляет лайнером, слишком хорошо защищен.

    Захват, скажем, кабинного экипажа, и он (агрессивный пассажир — прим.ред) угрожает оружием, что в настоящее время исключено полностью, потому что существует система безопасности прохода в самолет. И пронести огнестрельное либо холодное оружие практически исключено

    Виктор Саженинзаслуженный пилот России.

    Что касается выполнения требований захватчика, то капитан не должен им следовать. Однако он может подать сигнал на землю, что его принуждают изменить маршрут. «Конечно, он этого (выполнять требования — прим.ред) делать не будет, но он обязан вызвать сотрудников МВД, которые справятся с этим, мягко говоря, неадекватным пассажиром», — рассказал Саженин.

    Заслуженный пилот вспомнил, что раньше, когда такого категоричного отношения к безопасности в воздухе не было, люди проносили взрывчатку в футляре от контрабаса. Тогда экипаж ставил перед собой первостепенную задачу — исключить человеческие жертвы, поэтому следовал указаниям захватчиков.

    «Сейчас это просто исключается, потому что кабинные экипажи настолько защищены бронированной дверью, специальными глазками и так далее. Захватить экипаж практически не представляется возможным», — заключил Саженин.

    Захватчик с тезкой из Таиланда

    Сначала СМИ сообщали, что захватчик рейса SU1515 — некий Павел Шаповалов. Во время взлета он сидел на месте 14А. Однако точное место жительства никто не указывал. Некоторые утверждали, что он из Ростовской области, а другие уверяли, что он из маленькой деревни Угут Сургутского районе ХМАО. Позднее выяснилось, что у Шаповалова, «захватившего» самолет, есть тезка такого же года рождения. На фотографии изображен настоящий захватчик.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/01/25688_11.PNG
    Источник фото: телеканал «360»

    По данным Следственного комитета России, Шаповалов из самолета — житель Сургута.

    Что касается другого Шаповалова, чья фотография изначально появилась в СМИ, то «360» удалось с ним пообщаться. По его словам, он узнал о произошедшем от знакомых и сначала подумал, что это шутка. Мужчина рассказал, что живет в Таиланде и пообещал, что проконсультируется со специалистами по поводу воздействия на недобросовестные СМИ, которые выдали его за другого человека.

    Возвращаясь к настоящему «захватчику» самолета, его, как уже говорилось, зовут так же — Павел Шаповалов. Он тоже 1977 года рождения. Достоверно известно, что этот Шаповалов был судим за порчу имущества.

    Как указывалось выше, информация об опьянении мужчины разнилась. Но источник «360» в оперативном штабе рассказал, что пассажир все-таки был пьян и хулиганил на борту. Во время задержания силовикам пришлось будить «захватчика».

    Оперативники уже начали допрашивать Шаповалова, который пытался завладеть воздушным судном.

    Один из пассажиров рассказал, что Шаповалов мог вообще сам не понять, что сделал. «Видать, когда в туалет ходил и там что-то ляпнул. Сидел до последнего [на своем месте], видать, даже не понял, что это все из-за него», — сказал он.

    Согласно официальным данным на сайте Следственного комитета России, против мужчины завели уголовное дело по статье «Угон воздушного судна, сопряженный с угрозой применения насилия». По этой статье наказание составляет до 12 лет тюрьмы. СК подтвердил, что мужчина в состоянии алкогольного опьянения угрожал, что вооружен, пытался прорваться в кабину пилотов и требовал изменить курс. «В настоящее время мужчина задержан. Личность его установлена, это ранее судимый за порчу имущества житель Сургута», — заявили в ведомстве.

    Следующая новость