20 декабря 2018, 01:25

Будет ли легче? Правила сдачи экзамена на водительские права изменили

Читать 360tv в

Начальник отделения организации экзаменационной деятельности Госавтоинспекции Николай Гиляков представил общественности список упражнений, которые будут выполнять кандидаты на получение водительских прав после изменения формы экзамена. Требования к проверкам на площадке и в городе разработали после анализа ДТП, происходящих по вине водителя.

Отныне на площадке планируется проверять навыки разворота в ограниченном пространстве, заезд в бокс, параллельную парковку, парковку у погрузочной эстакады, сцепку и расцепку. В городе кандидатам предложат показать левые и правые повороты, проезд перекрестков, разворот на перекрестке и вне его, проезд железнодорожного переезда, перестроение, обгон или опережение, движение с максимально разрешенной скоростью, проезд пешеходных переходов, мест автобусных остановок, торможение и остановку при движении на различных скоростях, постановку авто параллельно тротуару, остановку и начало движения на подъеме и спуске.

Реклама

Представитель ГИБДД отмечает, что принципиально новых упражнений в ходе реформы экзамена не появится. Некоторые тесты на площадке, в числе которых поворот на 90 градусов, исключат, поскольку его можно проверить в городе.

Эксперты, опрошенные «360», разошлись в оценке вносимых в экзамен изменений с точки зрения повышения сложности и снижения аварийности на дорогах страны. В целом реформа оценивается положительно, но к ряду новых норм есть вопросы.

Экзамен — не главная проблема безопасности

Генеральный директор «Радио Страна», известный автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что если проверять все указанные Госавтоинспекцией в новых правилах навыки, то экзамен должен растянуться на несколько дней. Стоит понимать, что он не может быть бесконечным, но список получился слишком длинный для этого, считает эксперт.

При этом вряд ли стоит проверять все навыки вождения, чтобы убедиться, что кандидат в водители чувствует себя на улицах города уверенно. Нигде в мире так не делают, подчеркнул Моржаретто. И в правилах стоило бы прописать это.

«Сделать это можно не за два часа, проверяя все повороты, а за несколько минут», — считает эксперт.

При этом Моржаретто согласен с повышением роли проверки навыков вождения в городе, поскольку экзамен на площадке — набор отрепетированных навыков и не более того. Но на размеченной территории хорошо видна объективность оценки.

«На площадке есть конусы, есть разметка и есть некая объективность. Видно: задним ходом сдавал, сбил конус, наехал на разметку. Значит, не сдал», — пояснил эксперт.

Если все это будут проверять в непонятном дворе, непонятны критерии оценки, подчеркнул Моржаретто.

В целом, отметил он, реформа нужна, хотя с некоторыми предложениями можно не согласиться. При этом аварийность среди молодых водителей не является, с точки зрения эксперта, большой проблемой — она составляет не более 3% от общего числа. И эта цифра все время уменьшается.

«Надо говорить о том, что 90% аварий случается по вине опытных водителей. С экзаменом у нас как раз проблем особенных не было. Но почему-то считается, что надо тут навести порядок и все будет хорошо. Наверное, надо совершенствовать экзамен, но это не главная проблема для безопасности дорожного движения», — подытожил Игорь Моржаретто.

Серьезных изменений не будет

По мнению автомобильного эксперта и руководителя проекта «Правильный автобизнес» Романа Гуляева, речь не идет о серьезном изменении экзамена по вождению. Скорее всего, это просто упорядочивание того, что уже есть.

«Соответственно, на изменении сложности экзамена это никак не должно сказаться», — считает он.

Однако вопросы остаются, добавил эксперт. Как, например, быть, если в городе вовсе нет железнодорожного переезда? Не поедут же проверять такие навыки за несколько десятков километров.

Поскольку суть экзамена практически не меняется, не стоит, по мнению Гуляева, ожидать и каких-то изменений в показателях аварийности на дороге.

Сдача станет сложнее

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что экзамен однозначно будет сдавать сложнее. Но, по его мнению, главное вовсе не в этом. Существует масса проблем, которые необходимо решать.

«У нас по-прежнему значительное внимание уделяется площадке. Между тем в большинстве стран мира на площадке вообще никто не сдает», — подчеркнул он.

Даже в Японии, где экзамен принимается на закрытой территории, выстраивают подобие городка для проверки навыков, рассказал Кадаков. Наверное, важно учиться заезжать в несуществующий гараж, но большинство аварий все-таки происходит не во дворах, отметил эксперт. Даже если кто-то заденет соседнюю машину при парковке, это, в конце концов, не так уж страшно.

Очень важно в России, по мнению Кадакова, учиться ездить в зимних условиях. Большое внимание стоит уделить обгону длинных транспортных средств, таких как фуры. Это обусловлено тем, что в нашей стране значительное количество федеральных трасс двухполосные. При любом опережении на них нужно выходить на полосу встречного движения.

«Этим нюансам начинающих автомобилистов у нас или не учат вовсе, или учат слабо. Те, кто хотят научиться, берут потом дополнительные уроки», — пояснил Кадаков.

При этом многие доучиваются уже на дорогах в реальной жизни, что является самым страшным, подчеркнул он.

Победить коррупцию

В России, к сожалению, до сих пор уместна поговорка о том, что суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения, добавил эксперт. До сих пор велика бытовая коррупция, и даже в самых хороших автошколах люди платят деньги, чтобы облегчить сдачу экзамена. Это сводит к нулю пользу многих, даже весьма здравых, инициатив, уверен эксперт.

«Пока мы это не победим, все самые строгие препоны будут обходиться при помощи денег», — подчеркнул Кадаков.

И все же смещение акцента проверки навыков на городское вождение, безусловно, снизит аварийность на российских дорогах, считает эксперт. Вне зависимости от того, куплен ли экзамен или человек сдал его честно, есть надежда, что люди будут приходить на обучение и получать реальные навыки.

«Даже если они будут отдавать деньги, то больше из страха, что не сдадут. Но все-таки они будут ездить с инструктором, попадать в различные жизненные ситуации и учиться выходить из них. Это, конечно, хорошо», — резюмировал Максим Кадаков.

Реклама

Реклама