Браконьеры убили редкого леопарда на Кавказе. Он был обучен избегать людей и пытался отгрызть себе лапу ради выживания | 360°

05 февраля 2019, 23:42

Браконьеры убили редкого леопарда на Кавказе. Он был обучен избегать людей и пытался отгрызть себе лапу ради выживания

Читать 360 в

Переднеазиатский леопард по кличке Килли, выращенный в специальном Центре восстановления этого вида животных в Сочи, стал жертвой браконьерского капкана на территории Абхазии. Охотники посчитали животное мертвым и хотели вытащить его лапу, но хищник попытался защититься. В итоге его застрелили, а шкуру сняли. Об этом сообщила пресс-служба Всемирного фонда дикой природы. «360» выяснил, как и зачем выращивают переднеазиатских леопардов и почему они так важны для кавказского региона.

Убийство Килли

Леопард Килли попал в капкан браконьеров в Гулрыпшском районе Абхазии недалеко от селения Ажара еще 27 января. Когда его нашли, конечность уже практически отмерла, а сам хищник пытался ее отгрызть. Охотники решили, что леопард уже мертв и решили достать его из капкана, но Килли начал огрызаться.

Реклама

Вместо того, чтобы сообщить в ведомство по охране природы, леопарда застрелили. С мертвого животного сняли шкуру, а останки бросили на месте.

Специалисты Института проблем экологии и эволюции имени Северцова Российской Академии наук сравнили рисунок пятен на шкуре погибшего леопарда с паспортами животных, которых выпустили из центра восстановления. Выяснилось, что это был Килли. Его выпустили в дикую природу в рамках государственной программы по восстановлению переднеазиатского леопарда на Кавказе. Заповедник сообщил о гибели животного министру природных ресурсов России Дмитрию Кобылкину.

Переднеазиатский леопард во всех государствах, в которых он обитает, находится под охраной. В России он внесен в Красную книгу. В Абхазии убийство леопарда попадает под статью Уголовного кодекса «Незаконная охота».

Директор регионального отделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда дикой природы Валерий Шмунк в беседе с «360» заявил, что не оставляет надежду на то, что браконьеров, причастных к гибели Килли найдут. Но пока информация, которая есть у фонда очень обрывистая и туманная.

«Нам бы очень хотелось, чтобы было налажено взаимодействие на официальном уровне между профильными ведомствами. Министерством природы с нашей стороны, с их стороны комитетом окружающей среды. Потому что не имея официальной поддержки мы, как общественная организация, мы вообще мало чего можем сделать», — пояснил он.

При этом он отметил, что организация готова поделиться с жителями Абхазии любой информацией о том, как вести себя при встрече с диким переднеазиатским леопардом, что это за зверь и для чего его нужно возродить.

Валерий Шмунк пояснил, что жители всего Кавказа должны понять, что леопард — это символ их региона.

«Нужно, чтобы трагический случай, который произошел жители воспринимали как некий вызов себе, как урок, чтобы они боролись с браконьерством и относились к леопарду, как к законному обитателю кавказских лесов», — подчеркнул он.

Попытка восстановления

Леопард Килли был одной из первых трех особей, которых выпустили из Центра восстановления в дикую природу летом 2016 года.

Вместе с ним в Кавказском заповеднике в Северной Осетии на воле оказались Ахун и Виктория. Все три большие кошки стали результатом первой в мире успешной попыткой реинтродукции леопарда.

До середины XX века этот хищник был очень распространен на территории Кавказа и был даже символом этого региона. Но к середине прошлого века его практически истребили браконьеры.

Место специалисты выбрали не случайно, так как именно на территорию республики чаще всего заходили переднеазиатские леопарды из Ирана. Выращенные в Центре восстановления особи могут размножаться со своими дикими родственниками и хотя бы немного приблизить увеличение численности этого вида животных.

Всего на территории России остались только четыре выращенных в Центре переднеазиатских леопарда. Но при этом иногда приходят животные и из соседних стран, но их все равно слишком мало. Поэтому потеря даже одного из них — это уже достаточно серьезная ситуация.

Для того, чтобы вырастить настоящего леопарда, который впоследствии сможет выживать в дикой природе в Центре по восстановлению этого вида воссозданы все условия жизни на воле, а контакт с человеком сведен к минимуму.

«Когда котята начинают меньше зависеть от молока матери, они начинают охотиться в этом центре на мелкую добычу. Обычно это нутрии, грызуны, потом уже мелкая птица по типу перепелки, а потом уже по мере взросления они начинают охотиться на те виды животных, которые типичны для Западного Кавказа: олени, кабаны, косули», — рассказал Валерий Шмунк.

Он пояснил, что именно с этими видами животных будущие хищники будут сталкиваться в жизни на природе.

Перед тем, как леопардов выпускают на волю они проходят небольшой экзамен, где проверяют их охотничьи навыки, а также тестируют на избегание человека. Валерий Шмунк пояснил, что искусственно создавали ситуацию, когда любой случайный человек просто проходил по месту на природе где просто находился леопард. Задачей хищника было покинуть это место, даже если там оставалась добытая им пища.

«В том случае, если леопард уходит — он готов к выпуску. Это и подтвердилось за то время, которое идет программа. Животных никто визуально не наблюдал, они на глаза особенно не показывались», — пояснил специалист.

Перед окончательным выпуском животное вакцинировали и надевали на него специальный ошейник со встроенным чипом спутникового слежения, чтобы вести мониторинг его перемещения.

Летом прошлого года на свободу выпустили еще двоих воспитанников Центра восстановления леопарда на Кавказе Эльбруса и Волну.

Руководитель министерства природы России Дмитрий Кобылкин заявил, что успешный опыт реинтродукции леопарда — возвращения животного в места, которые оно населяло прежде, важный шаг восстановления цепочки биологического разнообразия на Кавказе.

Реклама

Реклама