22 мая 2019, 02:55

Большой ресторанный кризис. Почему заведениям Джейми Оливера грозит закрытие?

Читать 360tv в

Из 25 ресторанов Джейми Оливера в Великобритании могут закрыться 22. Это касается как сети Jamie's Italian, так и еще нескольких отдельных заведений. Работу могут потерять более тысячи человек. «360» разбирался, почему заведения сверхпопулярного телеведущего, супершефа оказались на грани банкротства.

Известный британский шеф-повар и телеведущий Джейми Оливер является владельцем, совладельцем или лицом десятков ресторанов. Некоторые из них уже переданы во внешнее управление, так как начата процедура банкротства. По данным издания The Guardian, кризисное управление осуществляется аудиторской компанией KPMG.

В Великобритании лишь три ресторана, в том числе и Jamie's Diner в аэропорту Гатвик, будут продолжать принимать гостей. Но и им KPMG подыщет новых хозяев. А вот ресторанам за пределами страны повезло больше. 61 заведению банкротство не грозит, так как они были открыты на условиях франшизы.

«Я глубоко опечален этим и хотел бы поблагодарить весь персонал и наших поставщиков, которые вкладывают свои сердца и души в этот бизнес уже более десяти лет. Я понимаю, насколько это сложно для всех оказавшихся в этой ситуации», — обратился Джейми Оливер к тем, кто обеспечивал работу более чем двадцати ресторанов сети Jamie’s Italian в Лондоне, Брайтоне, Кардиффе, Глазго, Манчестере, Бирмингеме, Кэмбридже, Эдинбурге, Ливерпуле и других городах, а также лондонских Fifteen и Barbecoa.

Он искренне поблагодарил всех клиентов, которые посещали заведения.

«Мне было очень приятно обслуживать вас», — произнес Оливер.

Зарубежные СМИ высказали ряд предположений относительно причин, приведших к патовой ситуации.

Financial Times

Эксперт Financial Times, партнер аудиторской компании KPMG Уилл Райт заявил, что сейчас «сложна как никогда» конкурентная торговая среда в ресторанном бизнесе. Руководство сети Оливера предпринимало немало усилий, чтобы при неустойчивом доверии клиентов и растущих затратах хоть как-то стабилизировать работу заведений.

Но состояние перманентного кризиса в сети Джейми Оливера наступило еще в 2015 году. Уже тогда аналитики заявили: заведения Jamie's делали заявку на уникальность и оригинальность, а по факту оказались самыми обычными.

По данным издания, Оливер признавался, что он привык к бизнес-провалам. Его журнал и кулинарные магазины также не принесли ни денег, ни славы.

«Би-би-си»

Телеканал «Би-би-си» убежден, что рестораны Джейми Оливера не успевают за быстро меняющимися тенденциями на рынке. Эксперт в сфере гостеприимства Саймон Мидловски заявил: «Для достижения успеха в ресторанном бизнесе необходимо постоянно развиваться как в направлении меню и напитков, так и в механизмах взаимодействия с посетителями».

«Столкнувшись с более высокой арендной платой, растущими ценами на продукты питания и усилением конкуренции, ресторанам нужно что-то менять», — убежден Мидловски.

По его словам, хороший результат могут показать не столько популярные заведения, сколько свободные, умеющие адаптироваться к меняющейся среде бренды.

CNN

Телеканал CNN предположил, что причиной провала Оливера является устаревшее меню. Когда запускались первые заведения Jamie's Italian, а это было еще в 2008 году, очень большие ставки делались на приготовление вкусных блюд из свежайших и очень качественных продуктов. Но сейчас этим могут похвастаться даже рестораны быстрого питания. Людям нужно что-то новенькое, а ресторанный рынок перенасыщен. Ужесточившаяся конкуренция среди ресторанов, кафе и баров и заставила Джейми Оливера признать свое поражение.

Дмитрий Алексеев

Ресторанный критик Дмитрий Алексеев, который лично знаком с Джейми Оливером, назвал его одним из самых узнаваемых лиц в кулинарном, ресторанном мире.

«У каждой ресторанной концепции есть лицо, у него, как совладельца, 5-10%. Есть группа инвесторов, которые регулируют в том числе бизнес-процессы. И, к сожалению, достаточно частая ситуация, когда лицо бизнеса фактически не принимает участия в его развитии, не может принять решение, например, поменять меню или ввести какие-то блюда. Грубо говоря, у него договор, он продает свое лицо. В результате управляющие партнеры приводят бизнес к банкротству, к закрытию, к сокращению оборота», — пояснил Алексеев.

«Он телеведущий и в Америке, и в Великобритании. Его шоу переводятся на сотни языков мира. Понятно, что человек с такой узнаваемостью будет популярен. Другое дело, что сейчас не самые жирные времена для ресторанов. Экономический кризис чувствуется не только в России, наблюдается некий отток гостей из ресторанов в общем», — заявил эксперт. 

Главной особенностью Оливера он назвал персональный подход. Говоря о причинах сложной ситуации с сетью Jamie’s, в качестве примера Алексеев привел легендарного Алена Дюкасса.

«В каждом ресторане Дюкасса разная концепция, абсолютно разная кухня, абсолютно разное лицо и атмосфера. У Джейми, даже в его сетевых проектах, многое основано на его авторских рецептах. Даже если это итальянское блюдо, то это итальянское блюдо, которое любит готовить Джейми. С одной стороны, это хорошо, потому что люди приходят попробовать, что готовит звезда. С другой стороны, иногда на местах сложно повторить технологически повару, которого условно наняли в Москве, который никогда не был в Италии, который Джейми никогда не видел. Он готовит по технологической карте. И в результате получается совсем не то, что готовит Джейми. Это достаточно большая проблема таких ресторанов», — убежден ресторанный критик.

Сергей Миронов

Ресторатор, владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов назвал историю Джейми Оливера достаточно банальной. Более того, он заявил, что все интересные рестораны сейчас находятся под ударом.

«Сегодня ресторанный бизнес не только в России, но и во всем мире уходит в некие системы, в сети. Снижаются кассы, но снижаются и расходы, применяются универсальные методы в работе ресторанов. И при этом все-таки любые гастрономические рестораны слишком индивидуальны, у них слишком высокая себестоимость: себестоимость продуктов, себестоимость работников. И это основная проблема. Как это ни странно, большинство мишленовских ресторанов нерентабельны, они минусовые. Как правило, это имиджевые рестораны — и не более того. С Джейми Оливером та же самая ситуация», — пояснил Миронов.

Ресторатор отметил, что мировая известность Оливера вовсе не гарантирует, что в его заведениях всегда будет много посетителей. 

«Все рестораторы индивидуальны. Все известные ресторации индивидуальны. Кухня, подход, публичность, качество, вкусы — все вокруг этого вертится. Нам в России, в принципе, везет. У нас в России некоторые гастрономические рестораны выживают и, более того, занимают первые места, получают признание. Но это, скорее, исключение из правил», — заключил Сергей Миронов.

В России на данный момент функционируют два ресторана Джейми Оливера. Заведение Jamie’s Italian было открыто в Санкт-Петербурге в июне 2013 года. Ресторан расположен в старинном здании в центре города, которое представляет собой отреставрированный памятник архитектуры. В декабре 2014 года ресторан Jamie’s Italian появился и в Москве. Он располагается в двух шагах от Красной площади — в здании гостиницы «Москва».

Реклама

Реклама