• Большой брат в городе. Почему московские власти следят за горожанами через их смартфоны

    Мэрия столицы уже четыре года скупает геоаналитику у сотовых операторов связи. Данные включают в себя передвижения горожан в течение дня, а также информацию о месте работы и домашних адресах москвичей. Как утверждают власти, эти сведения учитываются при построении новых маршрутов и строительстве объектов социальной инфраструктуры. Собранную информацию чиновники могут использовать в корыстных целях, парируют эксперты.
    Большой брат в городе. Почему московские власти следят за горожанами через их смартфоны

    Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы закупает у мобильных операторов геоаналитику перемещения москвичей с 2015 года. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники в отрасли. По данным издания, столичная мэрия потратила на эти цели за четыре года порядка 516 миллионов рублей. Так, только в 2018-м сбор данных обошелся чиновникам в 101,8 миллиона рублей.

    За обработку и анализ полученных данных отвечает Аналитический центр при правительстве РФ, который выступает посредником при госзакупках. Данные передаются в обезличенном виде, поэтому соотнести информацию с личностью гражданина невозможно, уверяют представители центра.

    «Большие данные» для чиновников

    Большой брат в городе. Почему московские власти следят за горожанами через их смартфоны | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Мобильные операторы продают властям геолокацию того, как горожане передвигаются по городу, сколько человек совершает поездки на метро, когда и как долго люди добираются на работу и домой, рассказали «360» в пресс-службе Tele2. Так, домом считается место, где человек регулярно ночует, рабочей локацией — место, где он проводит время по будням, с 10 до 17 часов. Если определить место проживания удалось, а место работы — нет, но гражданин перемещается по городу, считается, что у него разъездная работа. Также, если в будни человек курсирует между Москвой и Подмосковьем, то его относят в категорию трудовых мигрантов.

    В последнее время операторы даже научились определять туристов: в эту категорию попадают люди, которые находятся в регионе не более двух недель. Для удобства в отчетах Москва и Московская область делятся на участки площадью 500 на 500 метров. Один из популярных запросов столичных властей — анализ потоков людей в наиболее загруженные утренние (8:00-9:00) и вечерние часы (18:00-19:00), объяснил «360» представитель пресс-службы «Tele2 Москва». «Также мы определяем предпочтения местных жителей в выборе транспорта. Эта информация помогает городу настраивать светофоры, строить развязки и расширять магистрали», — отметил оператор, подчеркнув, что основными заказчиками этой аналитики выступает городская администрация.

    Вдобавок Tele2 анализирует так называемый демографический срез. «Мы изучаем активность клиентов с точки зрения того, кто ведет активный образ жизни или оказывается в „рабочих“ секторах города в дневные часы. Также мы смотрим, какую часть населения составляют молодые семейные пары в возрасте 29-37 лет», — добавил в разговоре с «360» представитель оператора сотовой связи. По его словам, подобная информация помогает администрациям планировать строительство школ, детских площадок и садов.

    Все передвижения на учете

    Большой брат в городе. Почему московские власти следят за горожанами через их смартфоны | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    Эти данные позволяют городским властям реализовать концепцию умного города: планировать парковки, маршруты общественного транспорта, остановки, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры. Операторы дают чиновникам данные, которые потом можно учитывать при строительстве школ или поликлиник, уверен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. По его словам, накладывая маршруты перемещения абонентов на карту города, власти видят, как увеличивается нагрузка на автомагистрали, железные дороги и метро. «Данные позволяют анализировать потоки людей, что помогает мэрии удачно организовать движение горожан. Такая информация позволяет городу настраивать светофоры, строить развязки и расширять магистрали», — отметил собеседник «360».

    Власти уже успешно использовали данные, чтобы построить более удобную маршрутную сеть для москвичей. Например, благодаря сотовым операторам стало известно, что в Новой Москве регулярно находится вдвое больше людей, чем зарегистрировано. Проанализировав показатели, строители учли дополнительный трафик при планировании метро и магистралей в Троицком и Новомосковском округах. Также данные операторов использовались при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017–2018 годах.

    При этом москвичи могут не переживать по поводу того, что операторы продадут их личную информацию. Все необходимые данные передаются в обезличенном виде, поэтому права на персональные данные гражданина в этом случае не нарушаются, подчеркнул в разговоре с «360» адвокат Андрей Некрасов. «Без привязки к номеру телефона любой желающий может купить данные о перемещении граждан. Как потом они их будут использовать — это открытый вопрос», — заметил собеседник «360».

    Чиновники могут использовать геоаналитику в политических, рекламных или агитационных целях, признают эксперты. «Они имеют право направлять операторам дополнительные запросы, в том числе в социально-демографическом разрезе. Эти данные власти могут использовать для расстановки рекламных или агитационных щитов в местах наибольшего людского трафика. Например, нередки случаи, когда власти вывешивают агитационные плакаты в тех округах, где у них меньше всего поддержки. Однако гораздо чаще такую информацию покупает бизнес, который хочет разместить рекламу своего бренда в самых проходимых местах», — отметил Андрей Некрасов.

    Тот факт, что «большие данные» популярны среди бизнеса, подтвердили «360» в Tele2. Геоаналитика помогает оценить рентабельность торговой точки в конкретном месте или посчитать экономику магазинов. «Также есть услуга таргетирования SMS-рассылок по заказу среднего и малого бизнеса. Сообщения ориентированы на клиентов, которые находятся в ареале открытия точки и составляют потенциальную потребительскую аудиторию заказчика», — отмечают в Tele2, добавляя, что SMS рассылаются исключительно тем абонентам, которые дали согласие на получение материалов.