03 октября 2018, 00:01

Bloomberg признал хозяина сети «Красное и белое» долларовым миллиардером. В чем его секрет?

Читать 360tv в

Агентство Bloomberg включило владельца российской сети магазинов «Красное и белое» Сергея Студенникова в список долларовых миллиардеров, но не смогло точно оценить его состояние. Агентство сообщило, что детище Студенникова является самым быстрорастущим ретейлером России.

Bloomberg утверждает, что в прошлом году продажи сети выросли на 50% — до 215 миллиардов рублей, а в этом году — уже на 40%. Сергей Студенников сообщил агентству, что у сети есть уже 6700 точек продаж и каждый день открываются новые.

Реклама

В «Красном и белом» продается 800 видов алкоголя, но есть и продукты питания. Гендиректор Infoline Иван Федяков заявил Bloomberg, что «Красное и белое» разрушает рынок, предлагая самые низкие цены на алкоголь, переманивая покупателей «Ашана» и «Магнита».

Он предположил, что к 2021 году «Красное и белое» займет третье место на рынке, обогнав «Дикси» и «Ашан». Лидеры рынка Х5 и «Магнит», много лет конкурировавшие между собой, теперь вынуждены бороться с агрессивным выскочкой, который демпингует рынок.

Сергей Студенников открыл свой первый магазин почти 12 лет назад в Челябинске. Сейчас сеть распространилась на 57 из 85 российских регионов. Бизнес Студенникова основан на совмещении небольшого массива продуктов питания (400 наименований) и широкого ассортимента спиртных напитков (более 800 наименований).

«Он предлагает более широкий ассортимент пива, вина и крепких спиртных напитков по более низким ценам и даже продает продукты по низкой стоимости», — сказал глава Infoline Иван Федяков.

Впрочем, Сергей Студенников экономит не только на поставщиках, выбирая самых недорогих. По данным агентства, на него работают более 100 тысяч продавцов, которые жалуются, что при зарплате в 25 тысяч рублей (380 долларов) вынуждены в конце месяца покупать на свои деньги непроданные продукты.

Даже рекламная вывеска сети выглядит просто и дешево: примитивные листы строительного материала наполовину красные, наполовину белые. Площадь магазинов сети никогда не превышает 80 квадратных метров, что дает ощутимую экономию на аренде помещения.

Российские источники сообщают, что продавцов сети заставляют перерабатывать. Помимо этого, действует обширная система штрафов: за очередь больше трех человек, за использование сотового телефона, за пребывание дольше трех минут на разливном пиве и еще многое другое. Администратор магазина также должен бесплатно обходить соседние магазины и сравнивать цены.

Сам же миллиардер утверждает, что деньги для него не главное. Сергей Студенников заявил Bloomberg, что хочет изменить отношение к употреблению алкоголя у россиян.

«Алкоголь должен нести аромат жизни. Посмотрите на Италию и Францию, где люди наслаждаются вином, а не спиваются до смерти», — заявил бизнесмен агентству.

При этом он не покупает признанное международными экспертами вино, так как оценка добавляет к каждой бутылке до 30% стоимости. Бизнесмен предлагает напиток по меньшей цене, но приблизительно такого же качества.

Примерно такой же тактики он придерживается при выборе продуктов. Вместо дорогих чипсов Pringles Kellogg Co. он продает малайзийскую марку Jacker, которая при похожем качестве стоит намного дешевле.

Студенников завозит в магазины сети пиво Carlsberg и Anheuser-Busch InBev SA потому, что производители предоставили ему самые большие скидки.

По последним данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), в России по-прежнему пьют на 80% больше, чем в остальном мире. На каждого россиянина приходится 11,7 литра чистого спирта в год.

Сергей Студенников отметил, что приветствует политику российских властей, направленную на строгий контроль за отраслью. По его словам, жесткие правила смогут предотвратить катастрофические демографические последствия, сравнимые с хаосом 90-х годов прошлого века.

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз подтвердил «360», что политика Сергея Студенникова достаточно агрессивна.

«Но это надо вспомнить, с чего все начиналось. В 2012 году государство объявило политику вырезания легальной розницы, начали придумывать и вводить в регионах всякие социальные радиусы, ограничивать время продаж. В результате с 2012 по 2016 год мы потеряли почти 25% легальной розницы. Были 300 с лишним тысяч магазинов, осталось 220 тысяч. Часть торговцев ушла с рынка, часть стала продавать алкоголь нелегально. Одновременно в 2012–2013 годах начали пугать розницу тем, что введут спецмагазины. Депутаты, сенаторы пиарились на этой теме. На фоне этих процессов даже крупные федеральные сети задумались над созданием алкомаркетов. Настолько всех запугали», — напомнил Вадим Дробиз.

По его словам, именно на созданном властями «эмоциональном надрыве» создавались две крупнейшие сети: «Бристоль» и «Красное и белое». И сегодня последняя интересна прежде всего тем, что смогла стать не только алкогольным, но и продуктовым дискаунтером.

«Спиртное в нем приносит 55% оборота, и 45% — продукты питания. Он уже полтора года конкурирует с федеральным ретейлом — „Магнитом“, „Пятерочкой“, „Дикси“ и другими дискаунтерами. Политику он проводит агрессивную, демпинговую, чем это закончится, трудно сказать. Наверняка произойдет конфликт с другими сетями. Пока им приходится активно снижать цены», — отметил эксперт.

Вадим Дробиз напомнил, что ретейлеры всегда оправдывали высокие наценки на алкоголь невысокой стоимостью на социальные продукты. Возможно, «Красное и белое» ведет агрессивную ценовую политику на грани рентабельности. Данных о прибыли нигде нет, поэтому судить о доходности сети нельзя.

«Большая часть федеральных сетей развивалась экстенсивным путем. Прирост осуществлялся только за счет открытия новых магазинов. Как развивается „Красное и белое“, пока сказать трудно. Да, колоссальный оборот, но прибыль посчитать сложно. Впрочем, я не считаю сеть „Красное и белое“ пирамидой, даже если она работает на грани нуля. Пока Студенников захватывает новые территории, открывает новые магазины», — подчеркнул Вадим Дробиз.

Он отказался предсказать будущее развития сети «Красное и белое», так как она работает еще слишком мало времени. По мнению Дробиза, для обоснованных прогнозов надо подождать еще лет десять.

«Может быть, Студенников потихоньку начнет поднимать цены до разумных. Самое главное, что он уже создал товаропроводящую сеть. Теперь в нее закачать можно все что угодно», — резюмировал эксперт.

Реклама

Реклама