• Блокировка вместо реабилитации. Банки придумали, как отказать проблемным клиентам

    Банки нашли способ отказывать клиентам в обслуживании в обход Центробанка. Сотрудники кредитных организаций в собственной базе блокируют клиента, не сообщая об этом официально в надзорные органы. В результате россияне не могут проводить банковские операции и открывать счета, а также лишаются шанса восстановить финансовую репутацию. Что делать, если попал в неофициальный стоп‐лист банкиров, рассказывает «360».
    Блокировка вместо реабилитации. Банки придумали, как отказать проблемным клиентам
    Следующая новость

    После того как в апреле 2018 года в России полноценно заработал механизм реабилитации клиентов, попавших в черные списки, банки начали отказывать россиянам в этой услуге. Чтобы не сталкиваться с проблемными клиентами и не заниматься восстановлением их репутации, сотрудники банка предпочитают просто отказывать в услугах, не доводя дело до официального оформления включения в черный список через Росфинмониторинг. Об этом со ссылкой на собственные источники на рынке сообщает газета «Коммерсант». По данным издания, банки официально сообщают Росфинмониторину об отказе в обслуживании клиента только в 0,01% случаев.

    По сути банки массово прибегают к «недоотказам», которые нигде не фиксируются, ведь большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении отказа в проведении операций. Кроме того, даже если банк и дает письменный отказ, он не объясняет, что послужило причиной включения в черный список и как клиент может реабилитироваться. В результате реабилитация не работает, и россияне не могут проводить операции.

    Сотрудники банков не занимаются реабилитацией клиентов, поскольку не хотят брать дополнительную нагрузку и лишнюю ответственность, отметил в беседе с «360» член федерального Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Сергей Гирнис. По его словам, после того как россиянам разрешили восстанавливать «банковскую» репутацию, отказники начали активно обращаться в банк с просьбой исключить их из черного списка.

    Они (банки — прим. «360») не хотят брать лишнюю нагрузку — ведь теперь нужно отвечать тем клиентам, которым ранее можно было отказать на официальных основаниях. Кроме того, если потом окажется, что клиент все-таки нарушил «антиотмывочный» закон, а банк его уже реабилитировал и начал с ним работать, то отвечать за ошибку перед Центробанком и правоохранительными органами придется в первую очередь сотрудникам этой кредитной организации

    — Сергей Гирнис.

    «Черная метка» для клиентов

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/783_RIAN_363201.LR.ru.jpgИсточник фото: РИА «Новости»/Виталий Белоусов

    С июня 2017 года Центробанк рассылает кредитным организациям черный список сомнительных клиентов. В него попадают те, кому банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрения в нарушении ФЗ 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», то есть так называемого «антиотмывочного» закона. В соответствии с ним банки должны запрашивать у клиентов документы о происхождении денег и имущества. Если сотрудники финансовой организации заподозрят, что их клиент «отмывает» деньги, они имеют право отказать ему в открытии счета или в проведении перевода.

    После этого банк может передать данные сомнительного клиента Центробанку, который и включит его в черный список. До недавнего времени получивший «черную метку» россиянин не мог быть вычеркнут из перечня, даже если попал туда по ошибке. Только в ноябре прошлого года Центробанк смог разработать механизм исключения из черного списка.

    Программа реабилитации от ЦБ включает два варианта. В первом случае банк может самостоятельно принять решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из единой базы. Второй вариант касается клиентов, для которых банк отказывается пересмотреть решение. В такой ситуации потерпевший имеет право обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.

    С заявлением в банк

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/784_RIAN_1298822.LR.ru_1.jpgИсточник фото: РИА «Новости»/Владимир Песня

    Судя по последней статистике ЦБ, услуга по реабилитации будет пользоваться спросом у россиян. Только за прошлый год объем зафиксированных регулятором сомнительных операций, в проведении которых участвовали банки, составил 422 миллиарда рублей. При этом 75% от их числа пришлось на операцию по обналичиванию денег.

    Если клиент все-таки попал в список, но хочет реабилитироваться и вновь проводить операции, ему необходимо сначала доказать банку свою незапятнанную репутацию, рассказал «360» адвокат Евгений Корчаго.

    В этой ситуации клиент обязан подать в банк официальное заявление с просьбой объяснить причины блокировки. Если причина — попадание в черный список, то гражданин может предоставить документы, подтверждающие легальное происхождение денежных средств. В случае, когда банк все равно отказывается работать с клиентом, он имеет право обратиться в межведомственную комиссию, специально созданную ЦБ для таких случаев, прояснить ситуацию там

    — Евгений Корчаго.

    При этом, если клиенту удастся доказать, что его включили в список по ошибке, то он может потребовать от банка денежную компенсацию за причиненный ущерб. «Гражданин может обратить за компенсацией в том случае, если по вине банка он понес убытки. Размер денежного возмещения зависит от того, насколько убедительные доказательства предоставит потерпевший в суде», — резюмировал собеседник «360».

    Следующая новость