Свежо и пусто. Как блок на просрочку сократит ассортимент магазинов | 360°

10 октября 2018, 16:10

Свежо и пусто. Как блок на просрочку сократит ассортимент магазинов

Читать 360 в

Депутаты собираются запретить торговым сетям возвращать нереализованный товар производителям. Такие меры могут стать причиной дефицита продукции на полках супермаркетов, считают участники рынка. «360» разбирался, как нововведение может отразиться на ассортименте продуктов в торговых точках.

Группа депутатов во главе с вице-спикером Госдумы Ириной Яровой внесла закон на рассмотрение в Думу еще в начале года. В конце июля нижняя палата парламента приняла его в первом чтении.

Реклама

В проекте говорится, что торговым сетям нужно запретить возвращать поставщикам непроданные товары. По мнению авторов законопроекта, практика, которую они хотят ограничить, наносит экономический ущерб производителю и нарушает интересы покупателя. «Возврат нереализованной продукции противоречит экономическим интересам страны и наносит прямой ущерб добросовестному отечественному производителю и покупателю», — отмечала тогда Ирина Яровая.

Законопроект внесла группа депутатов и сенаторов, которые состоят в федеральной мониторинговой группе «Честная цена». Поводом послужили проверки в 75 регионах страны. По данным группы, возврат нереализованной продукции по хлебопекарным предприятиям в отдельных случаях доходит до 50%, а по предприятиям мясной продукции — до 30%. В денежном выражении потери хлебной промышленности от возврата товаров составляют до 80 миллиардов рублей ежегодно.

Впрочем, кабмин пока настороженно относится к законодательной инициативе Яровой и депутатов. Правительство решило еще раз обсудить инициативу и спрогнозировать, к каким последствиям она может привести. Как рассказал журналистам участник согласительного совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, законопроект требует доработок и дальнейшего обсуждения в Госдуме.

Пустые полки

Представители российского бизнеса называют проект Яровой пагубным для всей продуктовой отрасли. По словам члена президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислава Наумова, если закон вступит в силу, то сети будут вынуждены существенно сократить ассортимент, что в конечном итоге может привести к дефициту продуктов.

«Мы расцениваем этот законопроект как очень вредный и опасный для продовольственного рынка нашей страны. Причем больше всего от него пострадают ретейлы крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга. Непроданная продукция будет сразу отправляться на свалки, и бизнес-сообщество не будет заинтересовано в переработке просрочки во вторсырье, которое сейчас используется для изготовления удобрений и кормов», — подчеркнул собеседник «360».

При таком подходе торговые сети вынуждены будут на 20% сократить закупки продовольствия у производителей, а покупатели получат полупустые полки по вечерам и почти пустые отделы к концу недели. Все это существенно ударит по потребителям

Помимо пустых прилавков, россиян ждут и просроченные продукты. «В случае введения запрета процент просрочки даже возрастет, поскольку сейчас торговые сети вместе с производителями следят за сроками годности продуктов. Если закон пройдет, то покупателям придется еще внимательнее выбирать товары», — подчеркнул Станислав Наумов.

Работа без просрочки

Пока депутаты совещаются, бизнес уже самостоятельно решил отказаться от возвратов. Например, АКОРТ заключила соглашение с Российской гильдией пекарей и кондитеров (РОСПиК). В рамках этих договоренностей сеть супермаркетов «О’кей» — член АКОРТ — заявила о переходе на безвозвратную технологию заказа хлебобулочной продукции. В свою очередь лидер розничного рынка компания Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») с 2018 года перешла на безвозвратную систему со всеми поставщиками, за исключением тех, кто письменно попросил сохранить для них такую возможность.

Их примеру последовали и другие продуктовые сети. «Ашан» еще несколько лет назад оптимизировал поставки хлеба и решил работать с его поставщиками без возвратов. Сеть «Дикси» также стремится минимизировать возврат продукции и договаривается с поставщиками об объемах поставок заранее, что позволяет избежать порчи продуктов на полках магазинов.

По мнению директора по GR торговой сети METRO Алексея Григорьева, запрет в большей степени ударит по поставщикам, чем по розничной торговле. «В настоящее время процент возвратов в нашей сети незначителен. Опыт саморегулирования, который мы протестировали вместе с пекарями и кондитерами, доказал свою продуктивность. Но поставщики будут вынуждены снизить объем заказов или участить поставки в магазины. В результате такие меры могут нанести ущерб малому бизнесу. Поэтому мы оцениваем законопроект как контрпродуктивный и требующий согласования с производителями и представителями розничного ретейла», — подчеркнул собеседник «360».

Впрочем, скептически к новому законопроекту относится не только бизнес, но и сотрудники профильных ведомств: Минпромторга и Минэкономразвития. Представители министерств считают, что полный отказ от возврата может навредить как продуктовой отрасли, так и потребителям. «Настоящая редакция не учитывает всех нюансов и специфики отношений между поставщиками и торговыми сетями и требует доработки», — говорится в письме Минпромторга.

К обсуждению вопроса подключился и Минсельхоз. Ведомство подготовило свой вариант законопроекта. Его суть заключается в том, что ретейлерам будет запрещено возвращать поставщикам продукты со сроком годности до 20 дней включительно. О возврате товаров с более длительными сроками хранения производители и ретейлеры смогут договориться сами, если условия удовлетворят интересы обеих сторон.

Реклама

Реклама