facebook_pixel
  • 18 сентября 2017, 18:50

    Битва за кресло: как в России будут бороться с овербукингом

    Битва за кресло:  как в России будут бороться с овербукингом

    Авиакомпании могут обязать выплачивать штрафы пассажирам, ставшим жертвами овербукинга. Размер компенсации не улетевшему по вине авиалиний клиенту превысит стоимость билета в десять раз. Такими мерами чиновники хотят защитить права россиян на авиаперевозки. В мире каждому десятитысячному пассажиру не хватает места на борту самолета, подсчитали американские эксперты. О том, как с «лишними» клиентами поступают международные и российские перевозчики — в материале «360».

    Авиакомпании могут начать штрафовать за сверхлимитные продажи билетов или овербукинг. Соответствующий законопроект внес в Госдуму первый зампредседателя комитета палаты по энергетике, депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских, сообщает «Парламентская газета».

    Депутат намерен обязать перевозчика возмещать десятикратную стоимость билета оплатившему перелет пассажиру, которому не хватило места в салоне. Такими мерами чиновники хотят защитить права россиян в отношении прозрачности авиаперелетов. В данный момент, российские перевозчики предлагают своим «лишним» клиентам лететь следующим рейсом или возвращают деньги за билет.

    Пассажиру, которого не пускают на борт самолета под надуманными предлогами, авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета. Таким образом, мы рассчитываем, что это отобьет у авиаперевозчиков желание продавать больше билетов, чем мест в самолете

    — Игорь Ананских.

    Система овербукинга или перебронирования предполагает продажу заведомо большего количества билетов, чем предусмотрено на рейсе. Авиакомпании внедрили такую практику для получения дополнительной прибыли за счет максимальной загрузки самолета. Согласно международной практике, существует два вида сверхлимитных продаж. В первом варианте пассажир за пару дней до вылета оказывается от билета, который компания перепродает другому клиенту. Второй тип подразумевает неявку пассажира на регистрацию по неизвестным причинам. В этом случае авиакомпания применяет так называемый виртуальный тип бронирования, при котором продает билеты на 5-7% больше реальных мест на рейсе.

    В России закон, регулирующего методы сверхлимитных продаж авиабилетов, пока отсутствует. В 2015 году Минтранс подготовил законопроект, который разрешит авиакомпаниям использовать перебронирование. Однако документ так и не был принят, поскольку ведомство не выработало механизмов по наказанию нарушителей. При этом перебронирование в России формально не запрещено и этой практикой успешно пользуются многие российские авиакомпании.

    В беседе с редакцией «360» эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко рассказал, что наказывать авиакомпании штрафами за овербукинг не нужно, а необходимо создать работающую правовую базу для новой системы бронирования.

    Авиакомпаниям выгодна 100% загрузка бортов, поэтому они занимаются перебронированием мест на рейсах. Овербукинг требует закрепления на законодательном уровне, тогда и система компенсаций не улетевшим вовремя пассажирам заработает. В свою очередь, пассажиров следует предупреждать о том, что они покупают аукционный билет

    — Андрей Крамаренко.

    В последние годы число «лишних» пассажиров на российских авиалиниях заметно увеличилось. Так, в апреле этого года компания «Победа» отказала в перевозке на рейсе Москва – Екатеринбург женщине с ребенком, потому что количество проданных билетов превышало число кресел в самолете. В результате пассажирка была вынуждена вылететь в Екатеринбург другим бортом. Клиента «Победы» подала жалобу на авиалинии в суд, но пока не получила денежной компенсации.

    Жертвами овербукинга стали и пассажиры рейса Игрим – Тюмень авиакомпании «Ютэйр». Зимой текущего да компания отказала пяти пассажирам в регистрации и посадке на борт самолета. Впрочем, клиентам удалось взыскать с «Ютэйр» 30 тысяч рублей в виде штрафа за причиненные неудобства.

    В мае этого года многодетной семье пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова также не хватило мест на рейсе авиакомпании «Победа» из Москвы из-за перебронирования. В результате священник полетел с детьми одни рейсом, а супруга через несколько часов — на другом самолете.Как рассказал пресс-секретарь РПЦ журналистам, стоимость билетов авиакомпания вернуть отказалась.

    На выход с полицией

    Битва за кресло:  как в России будут бороться с овербукингом | Изображение 1

    РИА Новости / Марина Лысцева

    Практика овербукинга пришла в Россию из Европы и США, где этот вид дополнительного доход авиакомпаний считается легальным и регулируется на законодательном уровне. К примеру, в Европе «лишнему» клиенту положена денежная компенсация в размере от 250 евро, а также оплачиваются все расходы на еду и проживание в отеле. В США размер денежной компенсации может доходить до 1,3 тысяч долларов.

    Согласно последнему исследованию американской авиакомпании United Continental Holdings, в мире жертвой системы овербукинга становится каждый десятитысячный пассажир. Больше всего случаев сверхлимитного бронирования приходится на чартерные рейсы — около 72% от общего числа перелетов, однако в последнее время овербукинг все чаще встречается и на регулярных рейсах.

    Так, в апреле этого года с рейса американской авиакомпании United Airlines сняли одного из пассажиров, применив к нему силу. Как объяснили в компании, на маршруте Чикаго-Луисвилль было продано на четыре места больше, чем вмещает себя салон, поэтому «лишним» пассажирам предложили 400 долларов и ваучер на размещение в отеле, но все клиенты отказались и пошли на посадку. Тогда  полицейские принудительно вывели из салона самолета «лишних» пассажиров, ударив одного из них головой о подлокотник, и потащили потерявшего сознание мужчину на выход. Столь жестокие меры вызвали резонанс среди инвесторов United Airlines —на следующий день авиакомпания потеряла в своей рыночной стоимости более 600 миллионов долларов.