28 марта 2019, 15:39

Билеты пахнут керосином. Как и на сколько подорожают перелеты к летнему сезону

Читать 360tv в

Этой зимой билеты на популярных у россиян внутренних направлениях уже заметно выросли в цене. В среднем тарифы на полеты по стране подорожали на 7%. Причины ценового взлета — растущая стоимость авиационного топлива и нестабильный курс национальной валюты. Для сдерживания дальнейшего роста участники рынка разработали пакет экстренных мер. Помогут ли предложения обуздать тарифы, разбирался «360».

По итогам прошлого года пассажиропоток аэропортов России увеличился на 11%, свидетельствуют данные Росавиации. За это время отечественные воздушные гавани приняли более 200 миллионов пассажиров. При этом абсолютными рекордсменами стали аэропорты московского авиаузла, которые приняли половину всего пассажиропотока.

Реклама

Впрочем, в этом году перевозчики не ждут увеличения этих показателей из-за дорожающих билетов. Последние два месяца цены в экономкласс выросли на более чем 7%, в то время как за весь 2018 год этот показатель находился на уровне 2-3%, рассказали «360» в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). По словам заместителя директора организации Бориса Шокурова, причины столь галопирующего роста кроются в высокой цене на топливо. За прошлый год стоимость авиационного керосина увеличилась на 30-40%, что привело к росту издержек авиакомпаний почти на треть. «Кроме того, примерно на 10% за последнее время выросли цены на обслуживание бортов перед рейсом. Вдобавок продолжающаяся девальвация национальной валюты вынуждает авиакомпании повышать стоимость билетов, чтобы хоть как-то остаться на плаву», — объясняет собеседник «360».

В результате у перевозчиков есть всего два варианта: снижать уровень обслуживания и корректировать стоимость тарифов, либо отказываться от части полетов, добавляет Шокуров. Судя по последней статистике по маршрутной сетке, авиакомпании решили прибегнуть ко второму варианту. К примеру, компания Utair аннулировала три маршрута (в Белгород, Нальчик и Магнитогорск) из своего летного расписания. Также в декабре прошлого года Utair отказалась осуществлять перелет по маршруту Москва — Нижневартовск, ссылаясь на низкую рентабельность направления.

Повышение цен на перевозки фиксируют также и крупнейшие онлайн-сервисы по поиску и бронированию авиабилетов. Так, по данным интернет-сервиса Biletix, стоимость перевозок за зиму по внутренним направлениям выросла на 5—20%. Причем подорожали как билеты с багажом, так и полет налегке, отмечает глава пресс-службы Biletix Григорий Луговой. По его словам, усредненная стоимость билета по российским направлениям с опцией провоза багажа на 38% дороже, чем полет только с ручной кладью. «По сравнению с прошлым годом билеты с багажом подорожали в среднем на 15%, а путешествие налегке — на 5%. Этот показатель выше уровня инфляции, и мы вынуждены прогнозировать, что цены на билеты в летний сезон также увеличатся», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что рост тарифов связан с традиционно высоким спросом на перевозки и желанием компаний покрыть издержки за зимний период.

Перелеты подорожают в летний сезон по всем внутренним направлениям, за исключением субсидированных маршрутов, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. По его словам, стоимость билетов подрастет как минимум на уровень инфляции, поэтому советует путешественникам брать их заранее. «Не вырастут тарифы только по субсидированным направлениям, это Дальний Восток и Крым, поскольку цены в этом сегменте регулируются государством. Во всех остальных случаях перевозчики поднимут цены ровно на столько, сколько смогут взять с пассажира — тут нет определенного потолка», — отмечает собеседник «360».

Спасительные меры

Чтобы сократить галопирующий рост цен на перевозки, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) уже направила вице-премьеру по транспорту Максиму Акимову письмо с предложениями комплекса мер по поддержке авиакомпаний. По словам Шокурова, прошлый год стал беспрецедентным по темпам роста практически всех видов прямых эксплуатационных расходов авиакомпаний, поэтому без поддержки государства отрасли будет сложно встать на крыло.

«За 2018 год операционные убытки в отрасли составили свыше 50 миллиардов рублей. Это огромные издержки, которые негативно сказываются на авиации и приводят к росту цен для пассажиров. Необходимо принять экстренный пакет мер, который мы уже отправили на рассмотрение властям», — отметил собеседник «360».

Для сдерживания дальнейшего увеличения тарифов АЭВТ предлагает предоставить авиакомпаниям единовременную субсидию в размере 23,18 миллиарда рублей, которая покроет издержки по закупкам керосина. Вдобавок члены организации советуют увеличить вычет на керосин почти на 70%, а также бессрочно обнулить НДС на полеты в обход аэропортов Москвы и Московской области. «Плюс было бы рациональным шагом внести поправки в постановления, регламентирующие выделение субсидий на региональные перевозки. Иными словами, прописать возможность заключения контрактов на обслуживание маршрутов на два-три года взамен однолетних контрактов и увеличить длину маршрута с текущих 1,5 до 2 тысяч километров», — добавляет Борис Шокуров.

Напомним, ранее правительство уже думало над тем, чтобы компенсировать авиакомпаниям рост стоимости авиационного топлива. Однако тогда бизнес и власть так и не смогли договориться. По мнению опрошенных «360» экспертов, если государство не окажет перевозчикам поддержку, авиабилеты подорожают более чем на 10%. «При текущем уровне тарифов и издержек, которые несут авиалинии, маржинальная прибыль отрасли невероятно мала. Отрасль нуждается в серьезной перестройке, поэтому новые меры будут кстати», — заключил Дмитрий Адамидов.

Реклама

Реклама