25 января 2018, 20:32

Когда время дороже денег: сколько будет стоить билет на сверхзвуковой пассажирский самолет

Читать 360tv в

-

Президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиастроительный завод имени Горбунова. Для главы государства там организовали показательный полет нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160 «Петр Дейнекин». Отмечается, что полет проходил на высоте трехсот метров при сложных погодных условиях и длился около семи минут.

Реклама

Путин, который наблюдал за полетом вместе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, министром обороны Сергеем Шойгу, главой Минпромторга Денисом Мантуровым и замминистра обороны Юрием Борисовым, оценил маневренность самолета и мастерство пилотов. Президент предложил создать на базе этого ракетоносца сверхзвуковой пассажирский лайнер.

Ту-144 почему сошел с производства — билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет — Владимир Путин.

Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь уже сообщил, что у корпорации есть проект подобного сверхзвукового гражданского лайнера.

Цена и скорость

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев рассказал «360», что уже сейчас в разных странах мира разрабатывают такие самолеты для коммерческих пассажирских перевозок.

Создание такого летательного аппарата очевидно реально, по крайней мере, в СССР эксплуатировался Ту-144, а в Европе Concorde. Но те разработки, которые сейчас ведутся, говорят о том, что могут появиться в коммерческой эксплуатации самолеты, которые будут перевозить пассажиров со сверхзвуковой скоростью — Олег Пантелеев.

Однако, по мнению эксперта, говорить о массовых перевозках пассажиров на сверхзвуке в ближайшее время не придется ни в одной стране мира. Это связано с тем, что такие лайнеры подходят для перелетов только на очень дальние расстояния — при необходимости преодолеть тысячу километров подобный самолет не сможет толком разогнаться.

Это значит, что выпускаемые серии лайнеров будут достаточно ограничены, а их цена — значительно выше. Соответственно, билет на сверхзвуковой самолет будет стоить дорого. Летать на нем смогут те, для кого в буквальном смысле время дороже денег.

Перевозки на сверхзвуковой скорости не могут быть столь же массовыми, как обычные. Чем меньше серия, тем дороже обойдется каждый самолет. Я полагаю, что сегодня цена на билет сверхзвукового самолета будет в три раза больше, чем на обычный — Олег Пантелеев.

Эксперт добавил, что в среднем сверхзвуковые самолеты будут летать быстрее обычных в полтора раза. Это значит, что перелет, например, из Москвы на Дальний Восток составит около пяти часов. Однако на данный момент это все находится в теоретическом поле — ни одна страна мира не использует сверхзвуковые пассажирские лайнеры.

«Сегодня в коммерческой эксплуатации нет ни одного сверхзвукового самолета. Они сейчас выполняют исключительно миссии в интересах военных», — сказал Пантелеев.

Разработки в XX веке

Идея создать сверхзвуковой пассажирский самолет существует уже более полувека, подобные лайнеры даже использовались в регулярных пассажирских перевозках. В конце 50-х — начале 60-х этим заинтересовались в СССР, США, Франции и Великобритании. Во всех четырех странах начались разработки своих сверхзвуковых лайнеров.

СССР: Ту-144

В 1963 году в СССР вышло постановление о создании сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями. Взяло на себя эту сложную задачу ОКБ А. Н. Туполева. Опытный экземпляр лайнера совершил свой первый полет 31 декабря 1968 года. Все прошло успешно, и на Воронежском авиационном заводе развернули серийное производство.

Всего было произведено 17 самолетов, из которых эксплуатировались 14, в том числе два — с пассажирами. Однако после двух авиакатастроф производство было закрыто, а эксплуатация Ту-144 прекращена.

Европа: Concorde

Проект французской компании Aerospatiale совместно с British Aircraft Corporatio оказался успешнее советского. Опытный экземпляр сверхзвукового пассажирского лайнера поднялся в воздух в марте 1969 года. Всего было построено 20 таких самолетов. 14 из них в 1976–2003 годах эксплуатировались авиакомпаниями Air France и British Airways на трансатлантических перелетах. Авиакатастрофа случилась только одна и была связана с посторонним предметом на взлетно-посадочной полосе.

От использования этих самолетов отказались из-за роста затрат на поддержание самолетов в летной готовности и отсутствием перспектив по их модернизации.

США: Boeing 2707

В США не хотели отставать от СССР и Европы. Президент Кеннеди в 1963 году предложил корпорациям создать пассажирский сверхзвуковой лайнер с учетом, что 75% затрат компенсирует государство.

Самым перспективным оказался проект Boeing 2707 — широкофюзеляжный лайнер, рассчитанный на перевозку 277 пассажиров. Был создан макет самолета. Но увидев очевидное отставание от советского Ту-144 и европейского Concorde, американское правительство отказалось финансировать этот проект. Корпорация Boeing не стала продолжать разработки за свой счет.

Реклама

Реклама