25 февраля 2019, 19:37

«Билайн» заподозрил волонтера кошачьего приюта в мошенничестве. Деньги отправителю так и не вернули

Читать 360tv в

«Билайн» посчитал пополнение «голодного номера» новосибирского зооприюта мошенничеством. Средства со счета телефона списали как ошибочно зачисленные. Волонтеров перед плательщицей очернили, но деньги ей почему-то не вернули.

Пропавшее пожертвование

«Голодный номер» — так в Сети называют телефоны различных благотворительных приютов. Работают они так же, как обычные. Любой человек может перевести на них деньги, которые волонтеры обналичат и направят на содержание или лечение больных животных.

Реклама

Есть такой номер и у новосибирского приюта «Кошачье царство». Его сотрудница Татьяна Зеленская рассказала «360», что несколько раз сталкивалась с тем, что через пару дней после перевода «Билайн» присылал SMS-уведомление об аннулировании ошибочно перечисленных платежей.

Она связывалась с отправителями, которые якобы отзывали средства, и выясняла, что никто не требовал никакого возврата. Оператор делал это, руководствуясь какими-то своими доводами. Последняя история произошла 19 февраля. В этот раз пожертвовавшая 500 рублей Светлана Иванова отправилась в офис «Билайна», где попросила объяснить, почему ее платеж отозвали и куда пропали деньги. Сотрудники компании пояснили, что она перевела средства мошенникам.

«Я уведомила ее, что деньги, которые она перевела, „Билайн“ списал со счета. Я спросила, вы запрашивали возврат? Светлана пошла выяснять, сказала (в офисе), что не запрашивала деньги. Над ней, с ее слов, посмеялись и сказали, что вы перевели деньги мошенникам. Видимо, ее „обработали“. Ведь она так и не получила ответа на вопрос. Деньги ведь ей так и не вернули», — рассказала Зеленская.

К сожалению, Светлана поверила сотрудникам компании. Вернувшись домой, она зашла на страничку волонтера и написала ей: «Мадам, вы мошенница».

Татьяна уверяет, что деятельность их организации, а в настоящее время волонтеры помогают 120 животным, ведется открыто. Каждый может приехать и убедиться в этом лично, а заодно и посмотреть финансовые отчеты.

1,5 тысячи за 4 месяца

В беседе с «360» Иванова пояснила, что 26 февраля пойдет писать заявление, а до официального ответа «Билайна» ей сказать нечего. «Я не хочу больше об этом говорить. Я тоже хотела помочь. Но не получилось. Я не отзывала деньги, я к тому же за перевод еще и комиссию оплатила, там мелочь, конечно, но все же. Зашла на сайт банка — нет, деньги не вернулись», — добавила она.

Три месяца назад подруга Зеленской перевела ей из-за границы тысячу рублей. Тогда тоже платеж вернули как ошибочный. А доказать «Билайну», что волонтеры не мошенники, так и не удалось. Живущая не в России подруга тоже не смогла вернуть средства и просто еще раз перевела деньги приюту.

«Вообще, это идеальная лазейка для воровства, я считаю. И „Билайн“ ее нащупал. Нам обидно за людей. Они перечислили [деньги] на животных, а люди их украли. Полторы тысячи за последние четыре месяца. Пока со мной никто не связывался из руководства. Буду переводить голодный номер на другого оператора», — заключила Зеленская.

В пресс-службе «Билайна» не ответили на запрос «360».

Претензии обоснованны

Юрист и старший преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов пояснил «360», что «Билайн», списав, по его мнению, ошибочные платежи, обязан был вернуть деньги отправителям. В худшем случае Ивановой придется потребовать их в претензионном порядке, а затем решать вопрос в суде. Раз деньги дошли до адресата, а затем оператор «забрал их», то, кроме как у него, находиться они больше нигде не могут.

А вот в плане отзыва платежа действия оператора можно понять: подобную схему нередко используют мошенники. Если приют зарегистрирован официально как юрлицо, то у него должны быть учредительные документы, регистрационный номер, расчетный счет. Все это можно предоставить «Билайну», доказав законность переводов. Гораздо сложнее, если некоммерческие общественные объединения не регистрируются как юрлица.

«Тогда, к сожалению, вопрос жертвования им весьма затрудняется. А может, вообще этот приют никак не оформлен или оформлен на частное лицо. А номер оформлен не на юрлицо, а на человека. Тогда, строго говоря, называться приютом это не может. Просто есть некий абонент „Билайна“, который содержит животных», — сказал Некрасов.

По подозрению в терроризме

Кроме того, жертвовать физическому лицу в России достаточно тяжело. Платежи проходят с одним назначением, но у оператора есть сомнения, что платежи доходят до адресата, или он не уверен, что такой адресат существует.

«Это как Иванов Иван Иванович, который называет себя приютом. Или некий индивидуальный предприниматель, который называет себя магазином. Делать так можно, но оформлять нужно правильно. А если оператор не пропускает платежи, нужно посоветоваться, как это сделать», — подчеркнул юрист.

Раз номер оформлен на физическое лицо, «Билайн» может следовать требованиям 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поэтому Росфинмониторинг может требовать блокировки таких операций.

«Тем более деньги со счета телефона обналичиваются и эта схема не в интересах операторов, это не в рамках их деятельности по предоставлению услуг связи. И к ним могут быть претензии у контролирующих органов. То есть почему они допускают обналичивание? Их же цель — предоставлять связь, а они выступают посредниками, через структуры которых люди обмениваются деньгами. Для этого есть банки и небанковские организации типа „Яндекс.Денег“», — заключил Некрасов.

В «Билайн» сообщили «360», что провели проверку по обращению. «Деньги, переведенные волонтерам, были выведены на номер, подозреваемый в мошенничестве. Компания ведет работу по исключению подобных ситуаций», — сказали в компании и порекомендовали не оставлять данные о переводах в публичном доступе. Там также пообещали, что в ближайшее время деньги благотворителей на «голодный номер» будут возвращены. «Билайн» принес извинения приюту и людям, которые пожертвовали свои деньги для животных.

Реклама

Реклама