«Безумная идея»: как Facebook повлиял на исход выборов в США | 360°

11 ноября 2016, 16:30

«Безумная идея»: как Facebook повлиял на исход выборов в США

Читать 360 в

-

Несколько американских журналистов работающих в сфере IT заявили, что победа на президентских выборах в США Дональду Трампу досталась благодаря Facebook. По их мнению, на сайте зарегистрировано 156 миллионов американцев, причем две трети из них узнают новости именно в ленте соцсети. Она фильтруется на основе количества «лайков» под постами, таким образом, многие американцы видели в новостях в основном статьи из непроверенных источников, которые могли повлиять на их оценку действительности, так как распространялись быстрее, чем их опровержения.

Реклама

Например, в Facebook распространялись статьи о том, что Барак Обама является мусульманином, а Хиллари и Билл Клинтоны причастны к убийству советника Белого дома Винса Фостера.

Создатель Facebook Марк Цукерберг назвал безумной идею о том, что эти новости повлияли на решение американцев при выборе нового президента.

«Мысль о том, что фейковые новости на Facebook каким-то образом повлияли на исход выборов, довольно безумна», — сказал он на конференции Technonomy в Калифорнии.

Как менялся алгоритм отбора новостей в Facebook

Лента Facebook формируется на основе популярности тех или иных публикаций среди друзей пользователя, ранее алгоритм был несколько другим — аналитики опирались на публикации ряда авторитетных изданий. Но еще полгода назад американские консервативные СМИ уличили соцсеть в пристрастной позиции насчет новостных публикаций. Якобы редакторы специально отсеивали их статьи в пользу либералов.

Тогда Цукерберг сознался, что в Facebook действительно осуществляется ручное управление трендами, но сделано это не для дискриминации какого-либо мнения, а для фильтрации ленты от лишнего «мусора».

«Facebook не позволяет и не советует своим аналитикам проводить систематическую дискриминацию источников по какому-либо идеологическому признаку, и наши механизмы делают это технически невозможным.<…> Действия наших редакторов четко модерируются, и нарушение правил может стать поводом к увольнению», — написал вице-президент компании Том Стоки после скандала.

После этого Facebook внес изменения в процесс формирования рубрики Trending News, перестав ориентироваться на публикации крупнейших СМИ и отдавая предпочтения именно популярности постов среди френдов пользователя.

На данный момент нельзя с точностью сказать, как именно работают алгоритмы формирования ленты Facebook, считает Коврижкин.

«Внутренняя политика Facebook может меняться, алгоритмы программы тоже могут меняться. Есть только домыслы и догадки. Даже если есть какой-то алгоритм, они вправе его в любой момент поменять, тестировать новые, как это делают разработчики любых соцсетей», — сказал эксперт.

Виноваты пользователи

Политолог, американист Михаил Синельников-Оршанский утверждает, что фильтрация новостей в Facebook присутствует до сих пор.

«Математический алгоритм — это всего лишь кусок кода. Это программа, самостоятельно она не может ничего делать, если в нее не заложены определенные условия. Разумеется, там сейчас не сидят операторы, которые вручную вычитывают все эти огромные массивы, достаточно каких-то ключевых значков, и все это автоматически будет фильтроваться. <…> Если сказано будет данной программе не допускать новости, касающихся определенных фамилий, или наоборот убирать какие-то посты, где употребляются те или иные фамилии в отрицательной коннотации, программа будет это делать, это без проблем», — пояснил он.

При этом эксперт отмечает, что обилие односторонней информации — вина самих пользователей. Контекстные статьи предлагает не только Facebook, но и, например, поисковые сайты.

«Человек начинает формировать определенные поисковые запросы, начинает читать определенные посты. Схема выстроена таким образом, что ему это не только Facebook, но и поисковики начинают подсовывать и как бы убирать критическое высказывание из поиска. Если человек находится в плену какого-то мифа, ему будет предложена именно та информация, которая связана именно с этим мифом. Это изначально делалось для того, чтобы было удобнее отсеивать рекламу, но теперь это происходит в том числе и из-за каких-то политических соображений», — сказал собеседник телеканала.

«Проще говоря, тот человек, который имеет склонность к получению только положительной информации про Клинтон и негативной про Трампа, будет только ее и получать», — пояснил политолог.

Повлиял ли Facebook на исход выборов

Эксперт в области мониторинга соцсетей Евгений Коврижин считает, что сервисы действительно могут являться мощным оружием пропаганды и формировать общественное мнение как и СМИ.

Что касается конкретного случая, Синельников-Оршанский не разделяет мнение журналистов, считающих, что Трампу помог Facebook. По словам эксперта, в США многие люди не так увлечены соцсетями, как, например, москвичи.

«Я свидетельствую как человек, который проехал Америку от одного берега до другого. Там очень много мест, где интернет работает не очень хорошо, где население каких-то городков по старинке встречается в барах или в кафе. <…> Я могу судить по Нью-Йорку, Чикаго, Лос-Анжелесу. Там люди все-таки общаются, разговаривают. <…> Они не сидят, уткнувшись в гаджеты. Американцы не зависают так в сетях, как это происходит в России. Поэтому, я так думаю, Facebook играет не такую значимую роль, какую ему предписывают», — пояснил эксперт.

 

Реклама

Реклама