• Без права на ошибку. Зачем ГИБДД хочет ужесточить экзамен на права

    Госавтоинспекция предложила значительно ужесточить теоретический экзамен на права, лишив сдающих возможности ошибиться. Какие еще изменения готовит ГИБДД и что о них думают политики и автоэксперты — в материале «360».
    Без права на ошибку. Зачем ГИБДД хочет ужесточить экзамен на права

    Что предлагается?

    В ГИБДД пояснили, что неверные ответы экзаменаторы будут оценивать по степени риска при принятии решений за рулем. Если ошибочный ответ на вопрос может привести в конкретной ситуации к аварии, то на этом экзамен для соискателя на получение прав заканчивается.

    Отмечается, что сейчас Госавтоинспекция прорабатывает «систему дифференцированной оценки в зависимости от степени влияния экзаменационной задачи на безопасность дорожного движения».

    Кроме того, ГИБДД планирует изменить систему выставления оценки по результатам теоретической части экзамена и полностью перестроить экзаменационные задачи. Среди прочего ведомство намерено увеличить их число и структурировать по различным видам транспортных средств. Так, если гражданин сдает на права категории «А» (мототранспорт), то и вопросы теоретической части будут касаться особенностей управления мотоциклами.

    Все эти изменения могут быть введены уже в 2020 году, добавили в пресс-центре МВД России.

    Примеры не из жизни

    В профильном комитете Госдумы к инициативе ГИБДД отнеслись скептически. Так, член комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов сказал в беседе с «360», что отрицательно оценивает идею ведомства.

    «Означает ли это, что экзаменуемые должны будут при провале заново оплачивать труд экзаменаторов? Если да, то сразу могу сказать — это идет процесс зарабатывания денег. По всей видимости, каждое ведомство хочет показать свою эффективность в плане сбора средств», — заявил Старовойтов.

    Даже если повторная оплата экзамена не подразумевается, продолжает депутат, то инициативу все равно нельзя назвать разумной. По его мнению, разработать объективные критерии для оценки вероятности ДТП на том или ином примере невозможно. Как подчеркнул Старовойтов, авария может произойти абсолютно при любой ситуации, поэтому выделять какие-то вопросы с наибольшим весом ответственности нет смысла.

    «Я бы с большим удовольствием поездил бы с кем-нибудь из сотрудников ГИБДД на машине и посчитал, сколько раз они нарушат правила при проезде от точки „а“ в точку „б“. Все мы прекрасно понимаем, что передвигаться по дорогам нашей страны и ничего не нарушить невозможно. Поэтому, убрав право на ошибку, мы говорим, что все водители должны быть на 100% безгрешны», — подчеркнул парламентарий.

    Схожей позиции придерживается и председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. Он раскритиковал сам принцип оценки экзаменуемых по билетам, которые незначительно поменялись со времен Советского Союза.

    «Эти билеты — наследие СССР. Это несовременный принцип проверки знаний, водители по большому счету просто заучивают правильные ответы. Есть детские команды, которые соревнуются в скоростной сдаче тестов на ПДД. Там рекорд — 26 секунд. Это почти два ответа в секунду, а ведь еще нужно время, чтобы поставить ответ. Как понимаете, речь там просто о зубрежке. А на дворе XXI век, есть компьютеры, можно было бы сделать, например, видеозадания», — предложил Холодов в разговоре с «360».

    Он добавил, что теоретический блок в действующем виде не отражает реальных знаний. Так, если взять водителя с 20-летним стажем и посадить его сдавать тест, то он допустит порядка пяти ошибок и не сможет пройти его с первого раза, уверен эксперт.

    Реформа экзамена

    Осенью 2016 года в России вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на права. Теперь соискатель на получение водительского удостоверения должен ответить на пять дополнительных вопросов за каждую ошибку. При этом за весь тест разрешается дать не более двух неправильных ответов. Ранее экзаменуемым нужно было просто ответить верно на любые 18 из 20 вопросов.

    В начале апреля также стало известно, что МВД и Минэкономразвития договорились об объединении «Города» и «Площадки» при сдаче экзаменов. Как ожидается, регламентирующий документ поступит в правительство уже летом. Однако о полном исключении «Площадки» речи не идет. Предполагается, что когда водитель будет ездить с инспектором в городских условиях, его могут попросить в любой момент показать свои навыки и на площадке.

    В проекте реформы экзамена также прописано, что те, кто провалил один из экзаменов три или еще большее число раз, смогут сдать его повторно не ранее чем через 30 дней. Кроме того, предлагается увеличить срок действия положительной оценки по теоретическому экзамену с трех до шести месяцев.

    Также повышается и минимальный возраст экзаменатора — с 23 до 25 лет. Согласно инициативе ГИБДД, он должен иметь высшее образование и права той категории, по которой проводится аттестация.