04 июля 2019, 15:54

Без права на «кайф». Как изменятся правила получения водительского удостоверения

Читать 360tv в

Водителей при получении и замене прав могут обязать сдавать текст на наркотики. Сейчас автолюбителю необходимо лишь предоставить справку том, что он не стоит на учете в диспансере. Мнения экспертов насчет дополнительной проверки расходятся. Одни уверены, что водители будут покупать липовые справки, другие — что это уменьшит число аварий под «кайфом».

Минздрав предлагает проверять водителей на психоактивные вещества при получении и замене прав. Свои поправки ведомство внесло к приказу о порядке проведения медкомиссий, размещенному на сайте правовых инициатив. Документ предусматривает детальное обследование «биологических сред организма человека» для получения прав. Речь идет об анализах мочи и крови. Если результаты исследования покажут, что кандидат употреблял психоактивные вещества, то водительские права в ближайшие полгода ему не дадут. Изменения касаются как новичков, так и тех, кто пришел заменить права.

Реклама

Сейчас для получения удостоверения россиянину нужно лишь принести справку, подтверждающую, что он не состоит на учете в диспансере. В большинстве случаев врач-нарколог не отправляет автолюбителя на анализ, а просто проверяет кандидата в базе, когда тот приносит справку. При этом попросить предоставить анализы врач может только при подозрении, что гражданин не особо «чист» или же ранее был замечен в употреблении. Теперь же Минздрав ратует за то, чтобы всех отправляли на анализы.

В ведомстве подчеркивают, что норма вводится «с учетом социальной значимости» безопасности дорожного движения. Ранее подобное указание дал президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым.

Примечательно, что власти уже не первый раз пытаются найти среди автолюбителей наркоманов. В 2013 году Госдума уже продвигала закон по введению обязательного тестирования на опиаты и психотропные вещества. Поводом для ужесточения правил послужила авария в Москве, в которой погибли семь человек. В крови виновника смертельного ДТП были обнаружены следы каннабиноидов. Но тогда закон смог пройти только одно чтение, после чего попал в архив.

Право на безопасность

Опрошенные «360» эксперты в целом поддерживают инициативу и считают, что ужесточение правил будет способствовать улучшению безопасности на российских дорогах. По данным ГИБДД, в прошлом году по вине пьяных и водителей под «кайфом» было зарегистрировано около 15 тысяч аварий, в которых погибли более четырех тысяч человек. Всего по итогам 2018 года в России зафиксировали 168 тысяч ДТП.

Лидирует в списке «пьяных» аварий Краснодарский край. Автолюбители из Московской области и Красноярского края также чаще жителей других регионов России попадают в аварии в пьяном виде, в том числе и под «кайфом». Реже всего за руль под градусом садятся автолюбители из Москвы и Ростовской области.

«Сама по себе мысль Минздрава правильная, поскольку по этому пути уже давно идут во всем мире. Только в период с 2016 по 2017 год правоохранительные органы через суд изъяли порядка 50 тысяч прав у водителей, которые позволяли себе ездить в состоянии наркотического опьянения. Обязательная проверка на наркотики позволит сократить число „наркотических“ аварий», — отметил в разговоре с «360» член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов.

Вдобавок тесты могут показать, есть ли у кандидата предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических веществ, утверждает психиатр-нарколог, главный врач МЦ «КОРСАКОВ» Алексей Казанцев. «Устоявшихся наркоманов эта мера вряд ли сподвигнет отказаться от своей зависимости, но для обычных водителей может послужить сдерживающим фактором. При этом надо настроить систему так, чтобы человек, однажды по ошибке попробовав запрещенные вещества, не получил клеймо наркомана и не попал в черный список властей. Необходимо комплексное исследование, а не просто один анализ», — подчеркнул собеседник «360».

Поле для коррупции

По данным ГИБДД, в прошлом году россияне получили 6,8 миллиона водительских удостоверений. Традиционно в списке лидировали мегаполисы Москва и Санкт-Петербург. Чтобы стать обладателем заветной корочки, кандидат должен пройти медкомиссию, которая включает осмотр терапевта, офтальмолога и психиатра. При этом посещение нарколога является необязательной процедурой — будущему водителю достаточно принести врачу справку о том, что он не стоит в наркологическом диспансере на учете.

Впрочем, новые правила могут привести к тому, что липовые справки для водителей подорожают, а безопасность останется на том же уровне, отметил в беседе с «360» автоэксперт Сергей Асланян. «Сейчас и так большинство кандидатов покупают медицинские справки и не проходят врачей. С принятием обязательной проверки на наркотики к прейскуранту просто добавится еще одна позиция, и общий ценник вырастет. Если учесть, что официально пройти анализы на наличие наркотиков стоит четыре-пять тысяч рублей, то справки могут подорожать примерно на такую сумму», — отметил собеседник «360».

Факт того, что большинство наркозависимых покупают справки при походе в частные клиники, признает и Алексей Казанцев. «Есть масса врачей, которые принимают по 200 человек за день и не особо внимательно проводят осмотр. И, конечно, иногда выдают справки, закрывая глаза на некоторые синдромы. В этом случае есть вероятность, что липовые справки просто станут дороже, но все равно инициатива отсеет часть употребляющих», — не исключает врач.

Между тем водители в других странах сдают тест на наркотики уже не первое десятилетие. К примеру, в США процедура обязательна во всех штатах и занимает всего пару минут. Исследование также не особо бьет по кошельку соискателя, так как свидетельство стоит всего 10 долларов и действительно пару месяцев.

Реклама

Реклама