«Без бумажки ты…, а с бумажкой – человек» | 360°

25 июля 2018, 15:26

«Без бумажки ты…, а с бумажкой – человек»

Читать 360 в

Вся блогосфера вот уже второй день взбудоражена «неожиданным» заявлением омбудсмена по правам человека Татьяны Москальковой о назревшей необходимости «паспортной амнистии».

В действительности этот вопрос поднимался той же Татьяной Москальковой, генерал-майором полиции в отставке, а ныне уполномоченной по правам человека, еще в ноябре прошлого года во время посещения Севастополя.

Реклама

Вот, что она заявила еще тогда на встрече с журналистами в Севастополе: «По одним данным, это четыре тысячи граждан, по другим — две. Нужно провести реестр. Я написала обращение в Министерство внутренних дел и буду выделять своих сотрудников для проверки вместе с правоохранительными органами».

Прежде чем это сказать, Москалькова встречалась с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым. Выяснились довольно неприятные вещи. Оказывается, в тот период, когда Крым только-только входил в состав Российской Федерации, и контроль за оборотом государственных бумаг и основополагающих документов о гражданстве был еще недостаточно пристальным, около четырех тысяч человек сумели получить российское гражданство в обход всех существовавших и существующих до сих пор правовых процедур.

Теперь же, когда эти люди обратились в органы власти за положенными российским гражданам льготами или же в связи с заменой паспортов, у них их стали изымать, а гражданство аннулировать. Они вдруг оказались людьми без гражданства и без соответствующих прав. Причем, это либо прямо, либо косвенно затронуло интересы их семей. Можно себе представить семью, в которой, например, глава или мать семейства, вдруг оказывается «лицом без гражданства». Его нахождение на территории Российской Федерации не может быть оформлено должным образом. Кроме того, человек, лишенный гражданства по подобным причинам, то есть в связи с незаконностью его получения, практически не может рассчитывать на скорый пересмотр его проблемы.

Татьяна Москалькова постаралась сгладить ситуацию тем, что назвала упомянутые выше причины лишения гражданства «техническим вопросом». Когда и где вкралась ошибка, разбираться следует с каждым случаем персонально. Это тоже ее слова. Но тем не менее, необходимо объявить «паспортную амнистию», которая должна коснуться каждого, кто попал в это труднейшее положение.

Паспорт – ведь это не только единственное свидетельство о принадлежности человека государству в качестве его полноправного гражданина, но и легальное удостоверение личности. На основании его оформляются десятки других документов и прав, без которых никто полноценно существовать не может: это и свобода передвижения, и медицинское обслуживание, и пенсионное обеспечение, и вопрос выдачи и легализации водительских удостоверений, и законные права на распоряжение, наследование недвижимостью, вплоть до основного права владения ею. Даже оформить брак или зарегистрировать новорожденных детей невозможно без предоставления обеими сторонами паспортов – либо гражданина России, либо иностранца.

Офис уполномоченного по правам человека Москальковой принял уже тысячи заявлений с отчаянными просьбами решить проблемы как можно скорее и эффективнее – то есть в их пользу.

По словам не только Москальковой, но и многих частных лиц в той же блогосфере, перекладывать на плечи людей вину за так называемые технические ошибки, значит, прежде всего, покрывать тех недобросовестных чиновников, кто эти «ошибки» допустил. Необходимо ввести понятие «статус-кво» российского гражданства в отношении крымчан, у которых вдруг аннулировали гражданство и отняли паспорта, а потом уже, по следам некоторых дел, выяснить, на ком в действительности лежит вина.

Припоминаю, что еще в период, когда Крым входил в состав Украины, проблемы с гражданством уже возникали в самых неожиданных случаях. Например, слышал жалобы от отставного военного моряка, что его сын отчислялся с последнего курса военно-морского учебного заведения в Санкт-Петербурге лишь потому, что не был гражданином России, а от гражданства Украины решил отказаться. Таких случаев было много не только в военном городе Севастополе, который всегда расценивался как русский черноморский форпост, но и на всей территории полуострова. Это же коснулось и тех, кто владел на территории Крыма даже самой скромной недвижимостью. Не всегда проблема была связана с гражданством напрямую, но так или иначе затрагивались права и материальные интересы огромной категории людей.

К тому же, совсем недавно президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий отменять решения о приобретении российского гражданства в отношении лиц, уличенных в терроризме или экстремизме, а также ввел процедуру принесения присяги при вступлении в гражданство. Получается, что рутинные «технические ошибки» в отношении почти четырех тысяч человек в Крыму уравнивают их с теми, кто не заслуживает гражданства по очевидным криминальным причинам.

Кроме того, на территории России действуют законы, упрощающие получение гражданства или постоянного вида на жительство гражданами Украины. И вновь те, которые оказались в двусмысленном положении в Крыму, теперь пребывают в худшем положении чем те, кто гражданство еще не получили, но претендует на него.

Поэтому, видимо, Татьяна Москалькова и подняла вопрос о паспортной амнистии вновь, вспомнив свои первые заявления в ноябре 2017 года в Севастополе. Тогда этот вопрос решен не был. Москалькова, тем не менее, оговаривается, что имеет в виду только «добропорядочных граждан», то есть тех, в отношении которых нет подтвержденной информации о их преступной деятельности.

Было также заявлено, что незаконное получение российского гражданства или с нарушением соответствующей процедуры происходило не только во время принятия Крыма в состав Российской Федерации, но еще в отдаленные девяностые годы. Тогда многое на полуострове решалось если уж и не очевидно незаконно, то уж точно с вопиющими нарушениями гражданских прав людей. Этого нельзя не учитывать при обсуждении «паспортной амнистии» для всех потерпевших.

Когда Москалькову спросили о количестве проживающих в России людей без удостоверений личности, она ответила: «Никто не может точно назвать цифру. 20 тысяч — сведения, которые есть в ФМС: столько было аннулировано паспортов. Но при последней переписи населения около миллиона граждан заявили, что у них нет документов, удостоверяющих личность».

Так что в самое ближайшее время речь об этом пойдет не только в Крыму, но и на всей территории страны. Как видно, это проблема вовсе не локальная и совсем даже не частная.

В старой шутливой песенке пелось о том, что без бумажки ты «букашка», а с бумажкой – человек. Но тогда имелось в виду не гражданство, а всего лишь многие бытовые проблемы и вред, наносимый бюрократией и мздоимцами около нее. Без паспорта же, то есть без легального удостоверения личности, жизнь настолько затруднительна в любой точке мира, что речь уже даже порой заходит о самом ее гуманитарном значении. Вот Москалькова и поставила этот вопрос перед «законодателями и ведомствами», как она сама об этом сказала. Если решить этот вопрос в Крыму, то будет создан правовой прецедент, который позволит продолжить соответствующую работу на всей территории России.

Для этого понадобится срочно создать государственный реестр, который точно определит, насколько проблема широка.

И последнее – «люди без гражданства» давно существуют на ближайшей государственной территории, граничащей с Россией – в Латвии, территории ЕС. Их положение там незавидно. Не имеет смысла просто даже перечислять то, чего они все лишены. Такое положение вещей наносит тяжелый ущерб не только этим людям, но и самому понятию государственности и гуманности, которые в демократическом мире должны быть почти синонимами.

В России же эта вдруг обнаруженная проблема должна быть решена в самое короткое время.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама