• Бесплатный тур по республикам Закавказья. Как Грузия пытается вернуть российских туристов?

    В Грузии власти нашли новый способ доставки российских туристов на свои курорты. После введения запрета на прямые полеты из России они предложили организовать специальные бесплатные шаттлы. По задумке грузинских властей, автобусы будут ждать гостей у аэропортов Баку и Еревана. Помогут ли обходные пути Тбилиси сохранить туристический поток в горячий сезон, разбирался «360».
    Бесплатный тур по республикам Закавказья. Как Грузия пытается вернуть российских туристов?

    Грузинские власти придумали альтернативный путь, по которому россияне смогут добраться до морских курортов страны. Так, глава ассоциации гостиниц и ресторанов Грузии Шалва Алавердашвили призывает правительство запустить бесплатные шаттлы для россиян из соседних стран. Речь идет о ближайших к Грузии аэропортах других государств: Армения, Азербайджан и Турция.

    «Основная тема документа следующая: чтобы в ближайших аэропортах, в Баку, Ереване и Трабзоне, были установлены бесплатные так называемые шаттлы, которые легко привезут российских туристов в Грузию», — цитирует чиновника РИА «Новости». Алавердашвили добавляет, что с подобной просьбой к нему обратились сами туристы, которым полюбились грузинские курорты. При этом он признает, что окончательное решение по доставке россиян обходными путями должно быть принято совместно с Министерством иностранных дел Грузии.

    В Кремле к предложению грузинских коллег отнеслись весьма сдержанно. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что россиянам нельзя запретить поездки в Грузию, а можно только порекомендовать обратить внимание на угрозы их личной защищенности, которые в этой стране могут возникнуть. «И можно принять меры для сокращения туристического потока в интересах обеспечения безопасности наших граждан», — выразил официальную позицию представитель Кремля.

    К морю на перекладных

    Бесплатный тур по республикам Закавказья. Как Грузия пытается вернуть российских туристов? | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Авиасообщение между Россией и Грузией было отменено в прошлую пятницу, 21 июня. Президент России Владимир Путин подписал указ, запрещающий российским авиакомпаниям с 8 июля осуществлять перевозки в Грузию. Спустя пару часов с похожим заявлением выступил Минтранс в отношении грузинских авиалиний, которые ранее работали с РФ.

    До запрета существовали прямые рейсы из Москвы в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. И подобные перевозки пользовались высоким спросом у россиян. Согласно свежей статистике от сервиса «Туту.ру», рейсы Москва — Тбилиси и Москва — Батуми получили третье и пятое места в топ-10 самых популярных направлений текущего летнего сезона. По сравнению с прошлым годом спрос на перелеты в Грузию вырос почти на треть — до 27%.

    Между тем из-за запрета популярность отдыха в соседней стране среди наших соотечественников может существенно упасть. И бесплатные шаттлы ситуацию вряд ли изменят, уверен директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма „ТУРПОМОЩЬ“» Алексей Осауленко. «Традиционно пересадка с самолета на даже комфортабельный шаттл увеличивает время в пути и доставляет неудобства туристам, поэтому поток, естественно, снизится. Кроме того, для большинства россиян поездка в Грузию считается семейным путешествием, а с детьми сложно менять транспорт, поэтому эта категория отдыхающих также отпадет», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что страну, вероятнее всего, ждет сценарий Египта. Поток в этом направлении после отмены авиасообщения снизился более чем в десять раз.

    Вдобавок безопасность такого транзита вызывает сомнения, признает Осауленко. «Автобусный маршрут проходит по серпантину через горную местность, поэтому никто никаких гарантий дать не может. При этом ответственность за перевозку несут грузинские власти и сами туристы, так что о необходимости подобного тура стоит задуматься», — отмечает спикер.

    Помимо того, что маршрут сложный, он еще и занимает достаточно много времени. Так, от аэропорта Звартноц (Ереван) до Тбилиси путь составит около шести часов, а до морских курортов Батуми — уже больше десяти часов. На поездку из Баку в Тбилиси придется потратить около восьми часов, а до Батуми — 12 часов. Из турецкого Трабзона время в пути до грузинской столицы составит порядка 8,5 часа, а вот до Батуми можно доехать всего за три часа.

    Фатальные ограничения

    Бесплатный тур по республикам Закавказья. Как Грузия пытается вернуть российских туристов? | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    Новые ограничения могут стать фатальными для экономики, признают в бизнес-сообществе. По подсчетам ассоциации гостиниц и ресторанов Грузии, убытки от прекращения авиасообщения с Россией могут составить около 750 миллионов долларов. Эта цифра составляет 5% ВВП страны, который в прошлом году достиг 15 миллиардов долларов. Примерно 25% от всех туристических трат в прошлом году пришлась на россиян, отмечают в организации.

    Схожими показателями оперируют и отечественные участники рынка. По словам советника главы Ростуризма по транспорту Дмитрия Горина, в прошлом году Грузию посетили около 1,5 миллиона наших граждан. «Каждый пятый турист в стране был из России в 2018 году. Без сомнения, наши соотечественники вносили весомый вклад в экономику страны. Единственный шанс для местных властей сейчас — это сделать скидки на проживание и на стыковочные рейсы для россиян», — отметил он в разговоре с «360».

    С учетом текущих санкций до Тбилиси вряд ли доедут больше 500 тысяч россиян, считает Александр Осауленко. «Несмотря на то, что Грузия обходилась россиянам сравнительно дешево — около 500-550 евро на человека, — в новых условиях затраты на те же перевозки существенно повысят итоговую стоимость поездки. Поэтому до Грузии доберутся только ее преданные поклонники», — утверждает собеседник «360».

    По данным «Яндекс.Авиабилетов», стоимость перелета из Москвы до Тбилиси в оба конца сейчас равна 14 тысячам рублей. Если брать самый экономичный вариант из Москвы до Еревана и обратно, то он обойдется туристу примерно в 16 тысяч рублей. В свою очередь, билет в оба конца до Тбилиси будет стоить еще 10 тысяч рублей. Похожая ситуация наблюдается и в соседнем Азербайджане: из Москвы до Баку и обратно можно примерно за 20 тысяч рублей, а из Баку в Тбилиси билеты стоят еще 12 тысяч рублей.