facebook_pixel
  • 28 июня 2019, 19:12

    Бензиновая разморозка. Как изменятся цены на топливо без контроля государства

    Правительство и нефтяники решили не продлевать соглашение о заморозке цен на бензин, действие которого истекает 1 июля. Несмотря на усилия властей, розничная стоимость топлива взлетела с начала года на 8%. Как изменятся ценники на заправках после их шоковой разморозки, разбирался «360».

    Бензиновая разморозка. Как изменятся цены на топливо без контроля государства

    Соглашение о заморозке цен на топливо перестанет действовать с 1 июля. Такое решение власти приняли по итогам совещаний у министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака, рассказал РИА «Новости» глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов.

    Данный документ был заключен между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями в ноябре прошлого года. Тогда цены решили сдерживать «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», «Лукойл», «ТАИФ-НК» и «Татнефть». Нефтяники взяли на себя обязанность увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, чтобы удержать стоимость горючего на уровне инфляции. В свою очередь, государство пообещало не повышать экспортные пошлины, которые бы сделали убыточными поставки за рубеж.

    В низкий зимний сезон договоренности смогли обуздать рост ценников на заправках, но уже весной цены резко взлетели. С 15 апреля по 15 мая оптовая стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 23%. За месяц в денежном выражении оптовая цена увеличилась на 8,5 рубля — до 36,6 рубля за литр АИ-92. Вслед за биржевыми потянулись вверх и цены в мелком опте. В ряде регионов России за это же время стоимость литра АИ-92 выросла на 11%, АИ-95 — на 10%, а летний дизель прибавил 2%. Всего в период с января по май бензин в рознице в среднем по стране подорожал на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные Росстата.

    Тогда в ценовом ралли независимые игроки обвиняли нефтяников, которые не поставляли на внутренний рынок достаточного количества топлива. Из-за нехватки горючего и возросшего спроса цены быстрее обычного поползли вверх. При этом сами нефтяные компании объясняли перебои в поставках техническими обстоятельствами: часть нефтеперерабатывающих заводов закрылась на плановое техобслуживание.

    «Изначально соглашение было инициировано, чтобы выработать подходящий демпфирующий механизм, призванный сгладить колебания на рынке энергоносителей и сделать цены более устойчивыми к внешним шокам. Теперь консенсус был найден, поэтому необходимость в документе отпала», — отметил в разговоре с «360» руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов. В конце марта правительство решило скорректировать параметры демпфирующего механизма. Кабмин с 1 июля сократит показатель отсечения для бензина с 56 до 51 тысячи рублей за тонну, а для дизеля — с 50 до 46 тысяч рублей за тонну.

    На уровень инфляции

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/06/40067_%D0%B1%D0%BB%D0%BE.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Опрошенные «360» участники рынка сходятся во мнении, что текущая ситуация заметно отличается от прошлогоднего кризиса, когда цена за тонну бензина марки АИ-92 за один месяц выросла сразу на 7,5 тысячи рублей — до 55 тысяч. Сейчас цена на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже примерно на 15% ниже и колеблется в коридоре 47 — 47,2 тысячи рублей за тонну. «Стоит ожидать стандартного повышения ценников на заправке на уровень инфляции (4% — ред. „360“), что в пересчете на рубли составит примерно 11 копеек. Но автолюбители должны понимать, что в любом случае цены не снизятся из-за принятого еще в 2009 году правила „инфляция минус“. Оно подразумевает ежемесячное повышение розничных цен на бензин на уровне инфляции, несмотря на внешнюю конъюнктуру рынка», — подчеркнул Баженов.

    Между тем прекращение действия соглашения о заморозке оптовых цен вряд ли приведет их к существенному росту, отмечает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. По его словам, сейчас на рынке нет явных предпосылок для роста стоимости горючего. «В прошлом году был огромный дисконт — порядка 20 тысяч рублей — между ценой внутри рынка и стоимостью экспорта бензина. Это привело к тому, что стоимость в рознице была почти равна оптовой цене. Теперь же, благодаря демпферу и скоординированным действиям властей, удалось снизить этот показатель до приемлемого уровня. Поэтому повторения майского кризиса прошлого года ждать не стоит», — прогнозирует собеседник «360».

    Вдобавок текущее укрепление рубля играет на руку ценам на горючее, добавляет директор по стратегии инвестиционной компании «ФИНАМ» Кабаков Ярослав. По его словам, бензин будет дорожать в щадящем режиме на протяжении летнего сезона. «Котировки уже подросли с приходом теплого сезона, когда часть водителей после зимы вновь сели за руль. Поэтому сейчас ждать серьезного роста не стоит. Он возможен ближе к осени, но все равно будет не таким шокирующим, каким был в прошлом году», — резюмировал аналитик в беседе с «360».