07 марта 2018, 12:55

В Татарстане выпустили мороженое «Бедный еврей». Что об этом думают еврейские общественники?

Читать 360tv в

-

Мороженое преткновения

Реклама

В Набережных Челнах началась продажа очередной новинки от компании «Славица» — мороженого «Бедный еврей». Лакомство анонсировали в официальном аккаунте компании «ВКонтакте».

Мороженое двухслойное (с ароматом чернослива и шоколада) — интересное сочетание вкуса, не часто встретишь. Внутри слоев мороженого — черносливовый джем, верх рожка декорирован арахисом и дополнительно мороженым. Пробуя всю эту вкусноту, получается, что не такой уж он и «бедный», наш новый вкус мороженого — пресс-служба компании.

По данным портала Chelny-biz.ru, лакомством очень заинтересовались в местной прокуратуре. В настоящее время сотрудники ведомства проверяют, законно ли использовать государственную символику Израиля и такое название при оформлении упаковки.

Появление мороженого с таким названием и звездой Давида на обертке сильно возмутило главу еврейской общины города, бизнесмена Леонида Штейнберга. Он намерен переговорить с производителем и добиваться изъятия выпущенной партии.

Мне позвонили друзья из Москвы, рассказали, что такая продукция в Челнах появилась. Я им ответил, что в нашем городе есть комбинат мороженого и что он не мог такое сделать. И действительно. Это все пришлые люди. Это какая-то глупость  — выпустить такое в нашей республике! В двух словах — я возмущен! — Леонид Штейнберг.

Реакция общественности

Вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, раввин Зиновий Коган заявил «360», что считает выпуск мороженого с таким названием и оформлением этикетки нарушением межнациональной этики. 

Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин призвал с осторожностью относиться к идее оскорбления чувств. Он пояснил, что чувства у людей разные и должна быть четко разработанная законодательная база о том, что является оскорблением, а что — нет. Потому что кто угодно может оскорбиться на что угодно.

Что касается конкретно этого мороженого, то мне кажется, что налицо безвкусица, и я не о пищевых особенностях. Я о китче: и флаг Израиля, и звезда, и название «Бедный еврей». Но с другой стороны, это не книга и не театр, ждать эстетического наслаждения от обертки не приходится — Борух Горин.

По его мнению, с этим китчем бесполезно бороться. Однако государству не стоит вмешиваться в сертификацию такой продукции и решать, разрешать ли тортики или мороженное «Бедный еврей» или «Хитрый армянин» и так далее. Иначе получится «палка о двух концах»: одним она ударит по производителю, а другим — по тем, кто жалуется, поскольку деятельность еврейской общины тоже кому-то неприятна и оскорбительна.

Я сторонник взвешенного подхода. Мы, как общественные или частные лица, вправе поделиться своим неприятием такого рода начинаний. Более того, мы вправе призывать не покупать это мороженое или бойкотировать продукцию предприятия. Но я бы не стал требовать или писать заявления в прокуратуру, чтобы изготовление запретили. Все дополнительные запреты приводят к сужению свободы предпринимательства и свободы слова — Борух Горин.

Законность использования символики

Звезда Давида — древний еврейский символ, однако он никем не запатентован. Ни у одной общины нет эксклюзивных прав на ее использование. «Если бы ее использовали не на упаковке, а как, например, насмешку над жертвами Холокоста, то здесь можно было бы найти состав преступления — оскорбление памяти погибших», — отметил Горин.

Что касается изображения израильского флага, то здесь нужно смотреть внутрироссийские и международные законы. Если окажется, что размещать изображение нельзя, то Израиль вправе подать на изготовителя в суд. «К кошерности эти символы отношения не имеют. Она подтверждается и сертифицируется печатью раввина. Вот ее использование без подтверждения является нарушением закона о сертификации», — заключил эксперт.

В пресс-службе челнинской фабрики «Славицы» сообщили, что производством мороженого они не занимаются и отказались от комментариев. На момент написания материала телефоны красноярского офиса «Славицы» не отвечали.

«Обамка» и «Хохол»

Под брендом «Славица» работают два предприятия в Красноярске и Набережных Челнах. В 2016 году компания скандально прославилась, выпустив мороженое «Обамка». На упаковке был нарисован темнокожий ребенок с браслетом на ноге, серьгой в ухе и лакомством в руке.

После широкого резонанса в отечественных и зарубежных СМИ выпуск мороженого в Челнах прекратили, начав продавать его в Красноярске. Также фабрика выпускала мороженое с названиями «Хохол» и «Американец».

Реклама

Реклама