facebook_pixel
  • 16 августа 2018, 18:10

    Выставка без предупреждения. Можно ли показывать работы Бэнкси без его согласия

    Бэнкси неожиданно узнал о своей выставке в Москве. Оказалось, что британец не имеет отношения к мероприятию в ЦДХ и не получает денег за него. «360» разобрался, насколько выставка законна, и обсудил ее с российскими художниками.

    Сюрприз для Бэнкси

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/08/10183_RIAN_5517641.LR.ru.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»/ Сергей Пятаков

    Поклонник рассказал Бэнкси, что за вход организаторы просят сумму, эквивалентную 20 фунтам (1,7 тысячи рублей). На самом деле посетители платят в три раза меньше: 550 рублей в будние дни и 650 — в выходные. Фанат предложил предпринять некие меры, например, выпустить официальное заявление. Бэнкси сомневается, что именно он должен жаловаться на то, что люди показывают изображения без разрешения. Ведь сам художник, чья личность скрыта от широкой публики, разрисовывает здания без согласования с властями.

    Оплаченная коллекция

    Менеджер по связям с общественностью PR& PROMO Елена Бухмак, которая занимается пиаром выставки в ЦДХ, назвала возмущение Бэнкси закономерным и ожидаемым. Художник никогда не одобрял выставки своих работ. То, что он высказался в Instagram, организаторы сочли достижением и успехом, ведь ранее художник не комментировал подобные мероприятия. Уже почти сутки организаторам с поздравлениями звонят кураторы и музейные представители.

    «Мы гордимся, что Бэнкси обратил на нас внимание. Думаем, для него эта выставка тоже имеет большое значение. На текущий момент нас посетили уже 250 тысяч человек. Скорее всего, мы приблизимся к цифре в 300 тысяч. Тогда это станет абсолютным рекордом по всем выставкам Бэнкси, включая те, что он организовывал сам», — добавила она.

    Возмущение людей Бухмак объяснила непониманием организации выставки. Хотя, по ее словам, все более чем прозрачно: у частных коллекционеров приобретают право на экспонирование работ на определенное время. Владельцы либо отчисляют какую-то сумму Бэнкси, либо уже заплатили ему. Коллекционеры состоят с художником в финансовых отношениях, и ни о какой благотворительности речи не идет.

    «Мы с самого начала говорили, что Бэнкси лично не принимал участия в составлении коллекции, что она составлена из собраний частных коллекционеров. Это ни для кого не секрет», — сказала PR-менеджер.

    С миру по Бэнкси

    Выставленная коллекция содержит около 100 экспонатов разного типа. Например, фотограф по заданию организаторов ездил в Великобританию и снимал сохранившиеся на зданиях работы Бэнкси. Есть уличные объекты, причем оригиналы, существующие в единичных экземплярах.

    «Например, у нас есть уличный знак для велосипедистов, на котором рукой Бэнкси нанесен трафаретный слон с боеголовкой на спине. Есть дверь в заведение, которую собственноручно разрисовал Бэнкси. Всего их две — наша и из амстердамской коллекции», — пояснила Бухмак.

    Часть экспонатов относится к категории принтов, выпускаемых ограниченными сериями и любимых частными галереями. Таких работ на московской выставке около 40. Есть и ценности, например, Мона Лиза в зеленом, картины с Кейт Мосс или посвященные Энди Уорхолу. В мире они существуют в единичных экземплярах.

    Работ, которые Бэнкси создавал лично, — разрисовывал и оставлял автографы — около 25. Есть сувенирная продукция и мультимедийная часть, рассказывающая о британце и его творчестве. Все вместе — большая энциклопедия по творчеству художника, которую готовили около года.

    Художники не видят проблемы

    Художник Алексей Куделин, известный под псевдонимом Вася Ложкин, в разговоре с «360» назвал нормальным то, что выставка не была согласована с Бэнкси. Он сравнил работы художника с батоном: покупатель может хлеб съесть, сжечь или выставить в витрине.

    «Если Бэнкси продал картину, то она ему не принадлежит. А владелец может делать с ней что угодно: показывать на ярмарках или использовать в сатанинских ритуалах. Сейчас в Петербурге будет выставка моих картин из частных коллекций, я о ней узнал случайно от журналистов. Но это их дело, картины я уже продал», — добавил он.

    С фотографиями и постерами, по мнению Ложкина, дело другое. Если бы кто-то напечатал постеры с его картинами и организовал платную выставку, художник бы огорчился. «Это означало бы, что кто-то просто хочет заработать. Предмета искусства там нет никакого, есть просто фотографии работ», — пояснил он.

    Академик и народный художник России Салават Щербаков рассказал «360», что проданные картины часто выставляют без ведома авторов и скандалов не возникает. Но люди тонкие и ранимые переживают некоторые моменты остро.

    «Может, и стоит прислушаться к мнению художника. Но жизнь проще и грубее. Поэтому я бы не делал культ вокруг этой шумихи и конкретного художника. Это какой-то частный случай», — сказал он.

    По мнению художника Никаса Сафронова, организаторы должны были согласовать с автором выставку, а главное — перечень работ. Художник жив, ему должны были дать возможность отсортировать работы и заменить неудачные.

    «То есть с юридической стороны, думаю, тут все чисто. Но все же выставка проходит в филиале Третьяковской галереи — ЦДХ, — одном из лучших и крупнейших музеев мира. Поэтому правильнее было бы согласовать мероприятие с автором», — сказал Сафронов «360».

    Если бы кто-то выставил фотографии картин Сафронова, он бы этому не обрадовался. Фотографии могут быть неудачными, выбранные произведения — не нравиться автору. По его мнению, когда показывают юношеские или пробные работы, это портит имидж сложившегося и зрелого художника.

    По букве закона

    Кандидат юридических наук Анастасия Рагулина сообщила «360», что авторское право на картину передать нельзя, оно всегда остается за художником. При продаже он передает покупателю исключительное право на распоряжение. А вот право доступа остается у него навсегда — возможность в любой момент увидеть картину, чтобы, например, сделать копию. И право следования — то есть возможность получить процент при перепродаже картины.

    «В данном случае нужно смотреть, что было прописано в договоре по передаче исключительных прав на распоряжение. Если там прописано, что владелец может выставлять картину без ведома художника, то вопросов нет. А если такого пункта нет, то нужно спрашивать разрешения», — пояснила юрист.

    Искусствовед и руководитель Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин сообщил «360», что согласие на выставку необходимо, только если работы находятся в собственности автора. «Если художник продал произведение и передал соответствующие права по договору купли-продажи, то тогда его разрешения спрашивать не нужно. Здесь нет ничего неэтичного. Это вполне допустимо и с юридической, и этической точек зрения», — сказал искусствовед.

    Если фотографии сделаны на улице и никому не проданы, то в какой-то мере являются собственностью автора, считает искусствовед. В этом случае согласие на экспонирование фотографий необходимо. «Но это сложный вопрос. Если он рисует на улице и предполагается, что все могут их видеть, то что плохого для Бэнкси, если фото зданий, на которые нанесены его работы, экспонируются? Художник должен быть в этом только заинтересован», — заключил Миндлин.