18 октября 2018, 14:34

Банкиры завоевывают небо. Зачем ВТБ и Сбербанку заниматься авиаперевозками

Читать 360tv в

Уже в следующем году в России может появиться новая авиакомпания. Ее созданием занимаются два крупнейших банка страны: ВТБ и Сбербанк. По расчетам банкиров, если перевозчик сможет взять на себя около 6-10 миллионов пассажиров в год, то войдет в пятерку лидирующих авиалиний страны. «360» побеседовал с участниками рынка о перспективах нового детища Андрея Костина и Германа Грефа.

Сбербанк и ВТБ создадут авиакомпанию для региональных перевозок, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к одному из финансовых учреждений, а также других участников проекта. По данным издания, такое поручение правительство России дало двум банкам в начале года. Новые авиалинии смогут перевозить от шести до 10 тысяч пассажиров в год. В настоящее время создают бизнес-план, определяют облик будущей авиакомпании, а также обсуждают варианты по составу акционеров. При этом пока не известно, сколько денег вложат государственные банки под руководством Германа Грефа и Андрея Костина.

Реклама

Консультантом проекта стала Bain&Company, рассказали источники газеты. Сбербанк и ВТБ еще в сентябре заключили с ней контракты на консалтинговые услуги на одинаковые суммы: по 55,47 миллиона рублей. Срок действия договора истекает 31 декабря текущего года. По условиям контракта консалтинговое агентство должно будет определить состав аэропортовой сети для авиакомпании, а также подготовить варианты дислокации новых авиалиний в аэропортах страны. Вдобавок сотрудники Bain&Company займутся поиском воздушных судов для перевозчика.

ВТБ и Сбербанк уже имеют опыт работы в авиационной отрасли. «Эти банковские структуры выступали основными кредиторами обанкротившейся в 2015 году авиакомпании „Трансаэро“. Поэтому в этот раз банки будут, скорее всего, выступать лишь финансовыми партнерами и не будут напрямую заниматься организационными вопросами», — подчеркнул в беседе с «360» независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

При этом эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров сомневается в успехе проекта. «Сейчас отрасль переживает не лучшие времена — за первые полгода убыток отрасли составил 40 миллиардов рублей, хотя в стране наблюдается рост авиаперевозок. Поэтому существенную прибыль этот рынок принести банкам не сможет», — подчеркнул собеседник «360».

По его словам, единственный мотив банкиров — желание поддержать национальную авиастроительную отрасль. «Скорее всего, на средства банков закупят отечественные борты, что даст стимул нашим авиастроительным предприятиям», — уверен Гусаров.

Преференции для пассажиров

В данный момент российский рынок авиаперевозок поделен между пятью крупнейшими авиакомпаниями. Первое место по пассажиропотоку занимает «Аэрофлот», который вместе с участниками холдинга — «Россией», «Победой» и «Авророй» — перевез в 2017 году более 50 миллионов россиян. Далее с большим отрывом следует авиакомпания S7 Group («Сибирь» и «Глобус») — их услугами воспользовались около 14,3 миллиона человек за аналогичный временной период. Региональная авиакомпания «Ямал» перевезла в прошлом году 1,8 миллиона человек. Замыкает цепочку воздушных лидеров Utair — 650 тысяч человек. На эти компании приходится до 80% всех перевозок, подчеркнул Роман Гусаров.

Несмотря на наличие нескольких крупных авиакомпаний, отрасли не хватает бортов, уверены опрошенные «360» участники рынка. Новый перевозчик поможет развитию региональной авиации, которая не справляется с увеличившимся в последние годы пассажиропотоком, считает Дмитрий Адамидов. По итогам первых семи месяцев 2018 года российские авиакомпании обслужили 64,2 миллиона пассажиров, что на 10% выше результата аналогичного периода прошлого года.

Похожего мнения придерживается и российское правительство. В мае президент РФ Владимир Путин поручил к 2024 году довести долю региональных перевозок во внутренних перелетах до 50%. На сегодняшний день их доля в общей полетной сетке гражданской авиации не превышает и 23%.

На реализацию поручения президента Росавиация уже попросила 166 миллиардов рублей. Все средства пойдут на реконструкцию аэропортов. Больше половины денег пойдет на модернизацию терминалов на Дальнем Востоке.

«По сути, банки будут вынуждены финансировать не особо прибыльную отрасль. Скорее всего, новая авиакомпания будет выступать в роли регионального перевозчика, а „Аэрофлот“ и S7 продолжат заниматься магистральными направлениями. В любом случае жесткой конкуренции не возникнет — рынок и так достаточно большой», — отметил Дмитрий Адамидов. По его словам, появление новых авиалиний сыграет на руку потребителям: расширится число направлений полетов, а билеты могут подешеветь.

Реклама

Реклама