• 04 июня 2019, 13:44

    Что будет с BadComedian? Канал кинокритика оказался под угрозой закрытия из‐за иска

    Кинокомпания Kinodanz подала к блогеру Евгению Баженову (BadComedian) иск на миллион рублей из-за нарушения авторских прав при обзоре фильма «За гранью реальности». Сам блогер считает это ответом на разгромные обзоры провальных картин компании. Хотя не исключает, что его канал могут закрыть.
    Что будет с BadComedian? Канал кинокритика оказался под угрозой закрытия из‐за иска

    Видеоблогер и кинокритик Евгений Баженов, автор YouTube-канала BadComedian, сообщил, что кинокомпания Kinodanz подала к нему иск на миллион рублей. Причина: обзор фильма «За гранью реальности» режиссера Александра Богуславского. По мнению истца, Баженов нарушил авторские права, использовав кадры кинокартины и превысив допустимый объем цитирования видеоряда. Судебные тяжбы длятся уже полгода.

    «Несмотря на то, что в законе не установлены объемы цитирования, я своим обзором умудрился их нарушить», — пояснил Баженов.

    BadComedian отметил, что деньги на все фильмы Kinodanz выделяет Минкультуры. То есть в данной ситуации налогоплательщики оплачивают попытку цензурировать критику. При этом ленты кинокомпании проваливаются в прокате и никак не подпадают под принципы финансовой поддержки киноиндустрии ведомством. В частности, события в фильме «За гранью реальности» происходят в Европе, персонажи говорят на английском и не являются выходцами из России.

    «Ограбление европейцами европейского казино — это близкие русскому человеку нравственные ценности», — иронично заметил Баженов в своем ролике. В кинокомпании блогера уже предупредили, что за ними стоят «очень влиятельные люди» и есть поддержка Минкультуры. В итоге Баженов задумался о закрытии своего канала.

    Режиссер Александр Богуславский заявил «360», что лично он иск не подавал, и отказался комментировать ситуацию. В пресс-службе Минкульта «Интерфаксу» сообщили, что не имеют к спору никакого отношения. Ведомство оказывает поддержку в производстве и продвижении кинопродукции, но не в судебных распрях в качестве «страшилки».

    «Я знаю, что это часто бывает, „мы пойдем в Минкультуры и вам устроим“ и так далее. Такие фразы и заявления на 90% голословны. Если компания Kinodanz обратится в министерство за поддержкой, Минкультуры рассмотрит вместе с коллегами, ассоциациями и профсоюзами этот вопрос. Это возможная ситуация, но запугивать нами мы никому не позволим», — добавила глава департамента кинематографии Ольга Любимова.

    Закрытие канала

    В беседе с «360» Баженов пояснил, что непосредственного конфликта с Минкультуры у него нет. Но есть спор с Kinodanz, которая заявляет, что судебные разбирательства с известным блогером повысят ее репутацию на кинорынке. Возможное закрытие канала, добавил BadComedian, от него не зависит, хотя в перспективе вполне реально. Если суд создаст прецедент, то YouTube примет его сторону. В июне 2018 года он уже получал «страйк» от хостинга за обзор «За гранью реальности».

    «После этого они могут подать еще один иск уже на другой фильм, который я обозревал, и еще один фильм, который к ним отношения не имеет, но там есть кадры из их фильма. Все с той же формулировкой. Если есть прецедент, почему бы по подобному сценарию решение не пойдет. Этого будет достаточно», — сообщил он.

    Что же касается «предупреждений», то после выхода в 2014 году ремейка «Кавказской пленницы» Максима Воронкова Баженов сделал разгромный обзор комедии. У зрителей возник вопрос, почему Министерство культуры выделило деньги на такой фильм. После того, как тем же самым поинтересовался глава ведомства Владимир Мединский, деньги режиссеру выделять перестали. Тогда Баженову звонили и угрожали «проломить голову».

    Новая ситуация

    Зампредседателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов пояснил «360», что допустимый объем цитирования произведения определяется законом «Об авторских и смежных правах». Если кто-то из блогеров показывает в ролике половину фильма, то это превосходит разумные нормы.

    «Смысл сводится к тому, что цитирование в различных целях допустимо в объемах, которые необходимы для того, чтобы передать смысл и обосновать свою какую-то мысль. В основном это распространяется не на блогеров, а на научное цитирование», — добавил парламентарий.

    Генеральный директор киноэкспертзы Олег Иванов сообщил «360», что ситуация для России новая, решение по ней примет суд и «создаст хороший прецедент». Лично для него правых или виноватых в этом разбирательстве нет. В то же время он считает, что происходящее — просто разбирательство в правовом поле, а не попытка ввести цензуру на критику.

    «Если правообладатель говорит, что на основе его фильма люди сделали свой контент и использовали в большем объеме, чем это предусмотрено законом, то это нарушение авторских прав. Но прав ли правообладатель, решит суд. Я на стороне закона», — добавил Иванов.

    По его словам он нормально относится к творчеству блогера, поскольку иногда индустрии требуется «публичная порка». От обзоров Баженова «пострадали» многие кинопродюсеры. Но его критика, безусловно, идет на пользу всем, включая зрителей.

    «На каждый роток не накинешь платок»

    Ранее в защиту киноблогера уже высказались некоторые медийные персоны. В частности, у себя в Telegram-канале журналистка Тина Канделаки заявила, что иск не является решением поднимаемых блогером в обзорах вопросов. Особенно с учетом «как минимум очень спорной» политики выделения денег Минкультуры. Телеведущая также предложила выкупить канал BadComedian и покрыть издержки, которые «не в первый раз сыплются на талантливого автора».

    «Истцам же, которые так по-советски кичатся своими связями „наверху“, я советую почитать про „эффект Стрейзанд“. На каждый роток не накинешь платок, господа. Особенно в наше суперпрозрачное время», — добавила Канделаки.

    Ксения Собчак сообщила, что с ужасом наблюдает за развитием ситуации. По ее мнению, блогера «прессуют за критику, скажем так, не очень хороших фильмов», спонсируемых Минкультуры. «Ау, чиновники, да BadComedian популяризовал российское кино, благодаря ему наши фильмы смотрят и обсуждают. Остановитесь», — написала она.

    Кинопродюсер Александр Роднянский сообщил, что не испытывает особой любви к творчеству Баженова, однако критика, даже неприятная — это неотъемлемая часть здоровой киноиндустрии и общества. Поэтому отрасли нужны те, кто будет честно, неподкупно и непредвзято оценивать отечественные фильмы.

    «Пусть это бывает порой обидным и незаслуженным, но мне кажется важным, чтобы его голос был услышан. Скажу прямо — попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры — это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура», — подчеркнул он.