Азиатский синдром. Почему в Китае появилось так много миллиардеров | 360°

11 сентября 2018, 13:22

Азиатский синдром. Почему в Китае появилось так много миллиардеров

Читать 360 в

В Китае уже больше миллиардеров, чем в США. Их количество продолжает расти. Причем китайские сверхбогачи становятся все моложе и моложе. И это вопреки неблагоприятному экономическому развитию страны в связи с торговой войной с США. Как это стало возможно?

Один очень и очень состоятельный сириец как-то сказал мне, что богатство для богатых — это коэффициент не столько власти и денег, сколько самоуважения и честолюбия. Не может быть богатым тот, кто не честолюбив. Чем больше денег, тем значительнее выглядишь в собственных глазах.

Реклама

Другой богач, русский, доверил мне откровение, что миллиардеры в любой стране — это не «количество, а качество». Страна может быть нищей, а миллиардеров в ней больше, чем в богатой. Я как будто удивился, потому что догадывался, какой последует ответ. Но мне нужно было услышать это именно от него: «Нужно же где-то брать деньги! У кого, если не у нищих? Или у среднего класса, пока они не станут нищими».

С этим можно было бы и поспорить, но ведь я думал так же. И, видимо, не я один.

Комментатор немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle Фрэнк Зирен, который живет в Пекине более 20 лет, долго наблюдает за самыми успешными людьми в Китае и делает удивительные выводы.

Начнем с больших чисел. В этом году китайских миллиардеров стало больше, чем в стране с самой развитой экономикой мира — США. И это  вопреки ухудшившейся конъюнктуре и очевидной неуверенности на китайских биржах. В соответствии с нынешней классификацией подсчета богатств, здесь уже 596 миллиардеров. В момент последнего исследования (около трех лет назад) в стране было 242 «бриллиантовых счастливчика». В США, для сравнения, сейчас 537 сверхбогачей, то есть меньше, чем в Китае, на 59 человек.

На первый взгляд цифры очень неожиданные. Ведь совсем недавно американцы с удовольствием констатировали, что в этом году китайское экономическое развитие сильно замедлилось. Как это возможно, чтобы вторая экономика мира, которая теряет темпы развития в сравнении со своими 25-летними показателями, вдруг резко увеличила количество своих миллиардеров? И это на фоне 40% потерь от стоимости курсов акций относительно даже нынешнего июня.

Всмотримся повнимательнее. Большинство социалистических миллиардеров (я напомню, что в Китае официально декларируется именно эта социально-экономическая формация) собрало свои гигантские состояния во время реформ китайской экономики. Планы реструктуризации касаются прежде всего роста сферы услуг, а не производства, как было раньше. В этом китайские партийные экономисты и видят будущее страны. Конечно, никто на производство рукой не махнул, но оно уже не приносит такого эффекта для личных кошельков социалистических бизнесменов, как услуги и сервис. Эта сфера сразу демонстрирует высокие результаты. Отсюда и резкий рост богачей уже в 2018-м.

В каких же областях общественных услуг преуспели китайские бизнесмены? Прежде всего, в сфере информационных технологий, в «торговле» так называемым свободным временем населения и в развивающейся развлекательной индустрии.

Под свободным временем понимается очень простая и доходная вещь: высвободившиеся на выходных или в отпуске промышленные работники, более или менее обеспеченные пенсионеры, школьники, студенты, домашние хозяйки и многочисленные солдаты китайской народной армии получают возможность потратить свое время и деньги на предлагаемые им развлечения в личном или виртуальном общении, клубном спорте, чтении электронной литературы, просмотрах сериалов и фильмов по телевидению с непременно красочной, очень доходчивой и нескучной, рекламой. Это еще не совсем развлекательная индустрия, а лишь ее недорогой для каждого надежный заменитель. Но количество населения таково, что приносит настолько впечатляющий урожай для предприимчивых и сообразительных парней всех возрастов, что диву даешься.

Параллельно с этим резко идут на убыль проекты, связанные со сделками по недвижимости. Объясняется это очень просто: или развлечения, или экономия на них во имя покупки квартиры или домика. На жилье надо долго и мучительно копить, а потом еще всю жизнь платить налоги. Развлечения же всегда под рукой. То и другое должно принести радость, но та, что приходит быстрее, всегда более желанна. Такова психология торговцев и покупателей сиюминутного счастья. В это трудно поверить, если бы не показатели успешных предприятий некоторых миллиардеров. Ну и статистика, разумеется. Куда от нее денешься?

Ярким примером сегодняшних коренных перемен является впечатляющий успех самого богатого мужчины Китая — Ван Цзяньлиня, владельца и председателя совета директоров Dalian Wanda Grоup. За три года он увеличил свое состояние на невероятные 54%, достигнув уровня 34 миллиардов долларов. В 2015 году он имел «всего лишь» 24, 2 миллиарда долларов. Рывок произошел благодаря переустройству его бизнес-империи.

Он превратил гигантский концерн по недвижимости (жилые дома, многоэтажные офисы, огромные торговые центры и прочее) в самую большую в мире компанию в области развлекательного и спортивного бизнеса. Те соотечественники Вана, у которых не хватало средств на покупку недвижимости, легко нашли их на оплату услуг и ежедневных развлечений. Причем их оказалось больше. Их дети растут и очень быстро становятся его клиентами. Вырастут ли они в покупателей квартир и домов, еще неизвестно, но за сиюминутные радости жизни будут готовы платить до самой смерти. Ван Цзяньлинь строит 200 парков развлечений и координирует предлагаемые там многочисленные контактные программы с виртуальными вариантами для персональных компьютеров. Все приносит ежечасный доход. Причем неизвестно, что больше — поход в парк или покупка программы для домашнего пользования.

К тому же он настоящий коммунист и филантроп. Доказательством этому служит то, что товарищ Ван является депутатом Всекитайского собрания народных представителей. Говорить умеет складно, искренне любит Родину и всех своих соотечественников без исключения. Не забывает и о щедрых благотворительных акциях. Все это не мешает его большому и исключительно выгодному делу. Напротив, помогает.

Я близко знаком с одним двухметровым восточноевропейским молодым человеком по имени Василий. Он с отличием окончил университет в Шанхае и наотрез отказался вернуться на родину во имя ежедневной 12-часовой работы в империи товарища Вана. Василий установил в офисе диван, холодильник, СВЧ и чайный столик, чтобы не тратить час на дорогу в гигантский офис империи шефа. Занят он программированием в области проектов, связанных с киноиндустрией и ее красочных аналогов в игровом транше. Зарабатывает бешеные деньги. Времени не хватает даже на личную жизнь. По его словам, так работают все у них в офисе. Родители, живущие в Европе, переживают, что им, видимо, так и не дождаться от сына внуков. Но ему не до этого!

Другой очень молодой человек, русский Никита, тоже увлечен китайской системой работы. Две недели он живет в Шанхае, а две — в Москве, занимаясь там и здесь сравнительным анализом системы образовательных программ в области индустрии развлечений. Причем основной офис и закрытый банк данных находятся именно в Китае, в корпорации Dalian Wanda Grоup. Зарабатывает он столько, сколько не в состоянии сделать даже наш хорошо устроенный соотечественник в собственном бизнесе. При этом защитил серьезную диссертацию в одном из ведущих китайских университетов.

Ван Цзяньлинь получает прибыль не только из кошельков богатеющего не по дням, а по часам среднего класса, скромных пенсионеров, школьников, домохозяек и сотен тысяч солдат. Несколько лет назад он купил американскую сеть кинотеатров AMCEntertainment, которые приносят ему баснословные прибыли в США. А полгода назад стал собственником внушительного пакета швейцарской компании Infront, которая занята посредничеством в торговле правами на различные телевизионные продукты: популярные передачи, денежные телешоу и развлекательные программы.

В соответствии с той же швейцарской схемой на счета Ван Цзяньлиня идут прибыли и от китайско-германских телепроектов, связанных с показом международных футбольных матчей на общественном канале. Правовое обеспечение по этому поводу в Китае тоже его личная забота. На него работают молодые немецкие юристы. Вот такой китайский интернационал получился.

К слову, Ван Цзяньлиню уже 63 года. В 15 лет он добровольно ушел в армию. Еще в 1976 году вступил в компартию, учился в Ляонинском университете. Его отец — ветеран китайской армии.

Удивительно то, что среди разбогатевших китайских миллиардеров все больше молодых людей. Многие из них родились в восьмидесятых годах прошлого века. Так, например, шестеро из них еще не достигли сорокалетнего возраста. 32-летний Чен Вэй сделал миллиардное состояние на мобильном приложении к проекту, конкурирующему с Uber, а 34-летний Лин Чи разработал и задекларировал программы в области сотен компьютерных игр. На них огромный спрос в Китае, а аналоги великолепно продаются в Европе и в США. 35-летний Франк Ван Тао получил свои миллиарды, став «королем дронов». Отбоя от заказчиков и покупателей нет как в государственных ведомствах, так и в частных компаниях, даже среди состоятельных соотечественников. Говорят, его устройства стали использовать и иностранные военные ведомства и разведки. Но приоритет все равно у китайских военных профессионалов.

Это лишь несколько примеров. Но их, как уже было сказано, около шестисот.

Китайская экономика очень пластична и эффективна за счет высокой работоспособности не только собственного населения, но и государственной программы привлечения «золотых голов» со всего мира. Деньги не властвуют над политикой, но и политика не давит наподобие чиновничьего пресса на людей, которые эти деньги зарабатывают и тратят.

Как говорил когда-то политик и реформатор, коммунист и философ Дэн Сяопин, не имеет значения, черная или белая кошка живет в твоем доме, важно то, что она должна ловить мышей. Китайские предприниматели красноречиво доказывают, что они умеют делать это даже в условиях, которые, казалось бы, не слишком благоприятны для охоты в настоящее время из-за американских торговых претензий.

Я однажды был свидетелем того, как высший китайский руководитель во время посещения Шанхая американским и русским президентами на слова самоуверенного американца, что праздничный салют в их честь не продлится более получаса — дескать, не хватит запала, — приказал палить до тех пор, пока не взмолятся гости. Все было в дыму, небо буквально исчезло в густом пороховом тумане. Остановили фейерверк немедленно лишь по просьбе задыхающегося американца — почти через час после первого залпа.

Однако наряду с громадными богатствами в Китае существуют миллионы бедняков, которые не могут быть клиентами своих удачливых соотечественников. О них уже завтра, в следующей части Азиатского синдрома: «Горькие слезы китайской нищеты».

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама