03 июля 2019, 15:08

АвтоВАЗ заморозил производство. Россияне останутся без отечественных автомобилей?

Читать 360tv в

Автомобильный концерн «АвтоВАЗ» приостановил производство машин. В срыве работы компания винит поставщика комплектующих, который не выполняет заказ в сроки. Производитель деталей утверждает, что больше не может предоставлять продукцию по старым ценам, и требует перерасчета контракта. Как остановка крупнейшего в России завода по сборке автомобилей отразится на доступности Ladа, разбирался «360».

С 3 июля АвтоВАЗ полностью останавливает производство автомобилей на своих двух заводах — в Тольятти и Ижевске. В качестве причины вынужденной заморозки конвейеров автопроизводитель называет проблемы с поставщиками. Как рассказали «360» в пресс-службе организации, партнер по поставкам комплектующих ООО «Завод Автокомпонент» срывает доставку деталей.

Реклама

«Простой связан с очередным неправомерным нарушением обязательств по договору поставки и срывом поставок необходимых комплектующих со стороны ООО „Завод Автокомпонент“ (город Нижний Новгород). АвтоВАЗ делал все возможное для недопущения этой ситуации и предпринимает все необходимые меры для скорейшего возобновления производства», — отмечают в компании.

Представители АвтоВАЗа пока затрудняются ответить, когда производство будет восстановлено. При этом на поставки автомобилей на российский рынок простой никак не повлияет, уверяют в компании. Также концерн оставляет за собой право взыскать с партнера понесенные убытки.

Между тем производитель комплектующих в беседе с «360» пояснил, что стороны пока не могут договориться относительно стоимости деталей. С октября 2018 года между «Заводом Автокомпонент» и компанией «АвтоВАЗ» ведутся переговоры о согласовании нового уровня цен на поставляемую продукцию.

«Существующий уровень цен не позволяет покрывать расходы, связанные с производством комплектующих и их поставкой на конвейер АвтоВАЗа. Сложившаяся ситуация не стала неожиданной, это результат затяжных переговоров, которые и в настоящее время не завершены», — объяснила позицию компании руководитель пресс-службы Анна Евдокимова.

В компании добавили, что своему партнеру они поставляли широкий спектр комплектующих из пластика. Отвечая на вопрос, когда поставки возобновятся, точных сроков не назвали, уповая на двусторонние переговоры.

«Мы, со своей стороны, делаем все возможное для оперативного урегулирования данной ситуации и возобновления поставок в полном объеме. „Автокомпонент“ будет стараться как можно скорее урегулировать ситуацию», — отмечают в организации.

Первый среди отечественных

Сейчас с конвейеров АвтоВАЗа сходят автомобили под четырьмя брендами: Lada, Renault, Nissan, Datsun. Машины концерна неплохо продаются: в 2018-м чистая прибыль компании по МСФО превысила 5,8 миллиарда рублей. За прошлый год производителю удалось реализовать более 360 тысяч автомобилей. Самой популярной стала Lada Vesta: продажи авто за год выросли на 40% — до 108 тысяч единиц. Также у россиян пользуются спросом Lada Granta и Lada XRay. В начале текущего года компания даже улучшила свои позиции: в период с января по май она продала 143 тысячи автомобилей Lada. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 4%.

Автоконцерн поставляет свою продукцию и на внешние рынки. Так, в прошлом году было продано 13 тысяч машин в Казахстан и 10 тысяч в Белоруссию. Также компании удалось реализовать 2,6 тысячи машин в Узбекистане, хотя в стране доминируют автомобили местного производства.

Опрошенные «360» эксперты сходятся во мнении, что временная остановка производства не особо повлияет на присутствие марки на рынке. Текущие складские запасы партнеров позволяют покрыть спрос в течение двух-трех месяцев. Также сам завод имеет запасы, которых должно хватить на пару месяцев, отметил в разговоре с «360» координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов. В среднем за месяц с конвейеров завода выходит 30 тысяч машин.

«Концерн, что называется, не работает с колес, то есть обладает достаточными складскими мощностями. При этом теоретически завод может поменять поставщика, но в реальности быстрая смена партнера невозможна. За время сотрудничества были налажены логистика и технологические цепочки, на перестроение которых требуется несколько месяцев. Поэтому для АвтоВАЗа такой вариант не подходит», — подчеркнул автомобильный эксперт.

АвтоВАЗ действительно находится в сложной ситуации, так как найти поставщика, который бы удовлетворял запросам и не находился, например, в санкционных списках, сейчас сложно. По оценкам главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, выяснение проблем может затянуться на длительное время, что чревато снижением предложения на рынке.

«Летний сезон традиционно считается не самым высоким на рынке, поэтому в ближайшее время нехватка товара вряд ли возможна. Кроме того, накануне АвтоВАЗ поднял цены на ряд своих моделей, поэтому спрос на них может замедлиться. Но тем не менее необходимо признать, что концерн является ключевым игроком в сегменте», — считает собеседник «360».

Впрочем, из-за остановки завода могут пострадать его рабочие, которых, скорее всего, отправят в неоплачиваемый отпуск. «Этот вопрос мне кажется наиболее важным, поскольку, если переговоры затянутся, то сотрудники на долгое время рискуют остаться без средств к существованию», — добавляет Шкуматов.

Реклама

Реклама