«Авиакомпании ненадежны, но выбора у людей нет». Почему падают индонезийские самолеты | 360°

29 октября 2018, 13:53

«Авиакомпании ненадежны, но выбора у людей нет». Почему падают индонезийские самолеты

Читать 360 в

29 октября в Индонезии разбился Boeing-737 местного лоукостера Lion Air. Все 189 пассажиров и членов экипажа погибли. За последние шесть лет в стране произошло восемь крупных авиакатастроф, не считая мелких аварий. Погибли почти 600 человек. «360» разбирался, почему в Индонезии часто падают самолеты.

Причина крушения

Заслуженный пилот России Виктор Саженин рассказал «360», что авиакомпания Lion Air уже неоднократно получала претензии из-за отказов систем лайнера и плохой подготовки пилотов. Так, в начале апреля 2018 года их Boeing-737, севший на Суматре, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Два человека из 174 пассажиров и семи членов экипажа получили травмы. Произошедшее объяснили плохой видимостью и дождем. А в апреле 2013 года Boeing 737-800 этой же авиакомпании экстренно приземлился на мелководье около Денпасара и разломился надвое. К счастью, тогда никто не пострадал.

«Что касается этого конкретного самолета, то компания получила его в августе этого года. Он был абсолютно новым, с двигателями General Electric. Но в предыдущем полете из Денпасара у него был отказ указателя скорости. Это записали в технический бортжурнал, но не понятно, устранили или нет. А с такой неисправностью летать нельзя», — пояснил эксперт.

Аналогичная авария, напомнил специалист произошла зимой этого года в районе Жуковского, где рухнул Ан-148 «Саратовских авиалиний». Экипаж лайнера не включил обогрев приемника полного давления — и показания указателя скорости были неустойчивыми. В Индонезии, скорее всего, произошла аналогичная ситуация с одним из трех источников получения данных для указателя. Правда, отметил Саженин, есть способы пилотирования самолетов с такими неисправностями.

«Один из них — для командира корабля, для второго пилота и резервный источник. Сравниваются все три, если два показывают одно и то же, то пилотирование осуществляют по их показаниям. В предыдущем полете у этого самолета сбоил указатель скорости командира корабля. Пилотирование передали второму пилоту, через восемь минут показания восстановились и полет завершился успешно», — добавил пилот.

Индонезийские авиакатастрофы

За последние годы в стране, помимо уже указанных, произошло несколько крупных авиакатастроф. 9 мая 2012 года из-за незнания экипажем местности, неверной настройки радаров аэропорта и невнимательности пилотов во время демонстрационного полета в Индонезии разбился Sukhoi Superjet-100. Погибли 45 пассажиров и членов экипажа. В июне того же года Fokker F-27 Friendship 400M во время тренировочных полетов упал на жилую улицу военного городка. Жертвами стали 10 человек.

28 декабря 2014 года в Яванском море рухнул A320-216 Indonesia AirAsia, летевший в Сингапур. Погибли 162 человека. 30 июня 2015 года из-за отказа двигателя на жилой квартал в Северной Суматре упал военный лайнер Hercules C-130, перевозивший солдат и их семьи. Погибли 122 находившихся на борту судна человека, а также 17 жителей Меданы. В середине августа 2015 года самолет индонезийской авиакомпании Trigana Air, на борту которого находились 54 человека, разбился в провинции Папуа на острове Новая Гвинея.

Нередко причины индонезийских аварий объяснялись погодными условиями. Регион печально славится неожиданно сгущающимися, особенно в горах, туманами и внезапным усилением ветра. Но в ситуации с падением Boeing, подчеркнул Саженин, ничего такого не было.

«Погодные условия не влияли. Облачность была высокой, видимость — великолепной, а ветер — слабым. Ни грозовой деятельности, ни смерчей, ни фронтов — ничего там не было. Поэтому этот фактор можно выбросить», — сказал он.

В данном случае, сообщил Саженин, пилоты также доложили о неисправности, развернулись и хотели выполнить заход на посадку. Но, по показаниям FlightRadar, высота терялась слишком быстро. Скорее всего, экипаж не смог определить, какой из указателей неисправен, и пилотировали самолет неверно. Хотя, уточнил Саженин, существуют специальные таблицы. По ним при помощи высоты и массы лайнера, а также конфигурации его крыльев можно определить необходимые тангаж и режим работы двигателей.

«Летчики просто не смогли правильно определить неисправность и выбрать режим пилотирования. Такие тренировки обязательно проводят с экипажем во время очередных тренажерных тренировок. Поэтому непонятно, кто и как их тренировал», — отметил эксперт.

Плохая подготовка

Протяженность Индонезии — около пяти тысяч километров, причем часть провинций располагается на островах. В беднейших районах отсутствует как железные, так и нормальные автомобильные дороги. В 1998 году в Индонезии на смену президенту Хаджи Мухаммеду Сухарто пришло демократическое правительство. После сильнейшего азиатского экономического кризиса в стране начался устойчивый финансовый рост. Поэтому сейчас авиасообщение в стране является наиболее приемлемым способом добраться до пункта назначения.

В последние годы на рынок вышло несколько новых авиакомпаний, например, та же Trigana Airs. Выросшее благосостояние людей обеспечило этих перевозчиков пассажирами. Летать стали больше и чаще. А чтобы обслужить увеличившийся пассажиропоток, компаниям, часть из которых, как Lion Airs, является лоукостерами, приходится нанимать и обучать новых пилотов. Вот только денег на это, пояснил Саженин, выделяется недостаточно. В частности, эксперту известно, что местные авиадиспетчеры получают крайне низкие зарплаты.

«Экономическая ситуация не могла не сказаться на уровне подготовки летчиков. Подготовка пилотов — дорогое удовольствие и требует больших затрат. Если происходят какие-то системные отказы, то экипаж необходимо направлять на дополнительные тренировки, а это все — любой тренажер, отрыв пилота от полетов — стоит денег. Пилотов много, а общий уровень их подготовки одинаков по стране: низкий. Это подтвердили несколько проведенных в Индонезии аудитов, которые они еле прошли», — отметил авиаэксперт.

Хуже Индии

Из-за катастрофически низкой безопасности полетов и нарушения требований международного авиазаконодательства власти ЕС запрещали Lion Airs и другим индонезийским перевозчикам обслуживать рейсы в страны Евросоюза. Впрочем, добавил Саженин, в этом списке они не одиноки. В частности, там присутствуют авиакомпании нескольких африканских и среднеазиатских стран.

«Это важный признак того, что авиакомпании ненадежны. Но выбора у людей нет. Они родились и живут в Индонезии. И передвигаться им в основном приходится или на лодках, а это долго и нудно, или на самолетах», — сказал он.

В целом, пояснил заслуженный летчик, число авиакатастроф в Индонезии нельзя назвать критически высоким. Хотя в той же Индии, которая является довольно бедной страной, уровень авиации все же повыше.

«Индонезию в плане безопасности полетов и подготовки летного состава можно сравнить со странами Африки. Я работал и там и в Индонезии и хорошо знаю, какой там уровень технической и летной подготовки», — заключил Саженин.

Реклама

Реклама