• Авария на турбоскорости. Чем опасны «быстрые» перекрестки и квадратные светофоры

    В России нашли способ решить проблему пробок в мегаполисах. Власти предлагают ввести турбоперекрестки, квадратные светофоры и новую разметку, чтобы увеличить поток автомобилей. Пилотный проект протестируют в столице уже осенью этого года. Такие меры позволят сократить число заторов и разгрузить перекрестки, уверены авторы инициативы. Водители могут попросту не видеть искусственные препятствия, что увеличит аварийность на дорогах, парируют опрошенные «360» эксперты.
    Авария на турбоскорости. Чем опасны «быстрые» перекрестки и квадратные светофоры

    На российских дорогах могут появиться скоростные турбоперекрестки, сообщают «Известия» со ссылкой на проект предварительного национального стандарта (ПНСТ). Документ был разработан при участии Центра организации дорожного движения столицы (ЦОДД).

    Как отмечают авторы проекта, турбоперекрестки помогут водителям быстрее перестраиваться на круговых развязках. Для этого на них появится специальная разметка, подсказывающая водителю максимально удобную траекторию движения по кольцу. По оценкам разработчиков, новый вид перекрестков снизит аварийность, а также увеличит пропускную способность дорог почти на треть.

    Первые скоростные перекрестки появятся в столице уже в этом году. Автолюбители смогут опробовать новый вид разметки на пересечении улиц Красного Маяка и Чертановской. Как пояснил глава технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский, на круговых развязках нарисуют коридоры по принципу «кому направо, перестраиваться не должен». Такой способ позволит снизить число спорных моментов и облегчит жизнь аккуратным водителям. В качестве примера спикер привел инициативу с «вафельными» разметками на перекрестках и диагональными пешеходными переходами.

    В 2018 году в столице появились «вафельницы» из желтых линий — на особо загруженных перекрестках. Согласно ПДД, на таких участках дороги останавливаться запрещено. О том, что впереди ждет «вафельница», водителей предупредит специальный знак в 30 метрах от зоны. Он выглядит как желтый квадрат на темном фоне с двумя пересекающимися диагоналями. По данным ЦОДД, после введения разметки скорость движения на перекрестках по утрам выросла на 80%, а в вечерний час пик — на 15%.

    Подобная разметка в точности повторяет западные аналоги, отмечают собеседники «360». Круговые полосы действуют в странах Европы и некоторых штатах Америки. По оценкам Комиссии по транспорту ЕС, скоростные перекрестки с новой разметкой увеличили пропускную способность дорог в крупных городах на 10-18%.

    Впрочем, в России турбоперекрестки вряд ли будут иметь положительный эффект, отметил в разговоре с «360» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Эксперт прогнозирует, что нововведение лишь приведет к большей путанице на дорогах и увеличит число мелких ДТП.

    Красный квадрат и пешеходные зигзаги

    Авария на турбоскорости. Чем опасны «быстрые» перекрестки и квадратные светофоры | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Кроме того, дорожные власти намерены расширить линейку светофоров. Аппараты могут получить разные по размеру светодиодные лампы: диаметр для красного сделают больше (300 миллиметров), а для желтого и зеленого — меньше (по 200 миллиметров). Плюс светофоры планируют оснастить дополнительными алиментами. Речь идет о специальных стрелках с указанием направления движения и возможности разворота и сигнале «красный крест», который будет говорить водителю о запрете движения встречного потока. Плюс для пешеходов сделают секцию «идущий человек» — она поможет привлечь внимание автолюбителя к пешеходному переходу.

    Пока еще нет исследований, доказывающих, что форма светофора как-либо влияет на безопасность движения, заметил Максим Кадаков. «Неважно, какой формы будет светофор, так как, по сути, автолюбитель лишь обращает внимание на яркость света. Поэтому считают инициативой бесполезной, которая приведет только к дополнительным тратам бюджетных средств», — отмечает собеседник «360».

    В ЦОДД также предполагают нанести менее скользкую дорожную разметку на улицах с ограничением скорости в 20–40 километров в час, а также установить датчики движения на зебрах. Чтобы водители не разгонялись перед переходными переходами, рассматривается вариант сужения дорожной полосы перед соответствующими участками. Такой способ позволит сократить число аварий с участием пешеходов, уверены в организации. Согласно статистике ГИБДД, в период с января по ноябрь 2018 года в России было зафиксировано 48,5 тысячи ДТП с пешеходами, в которых погибли более пять тысяч человек.

    Между тем опрошенные «360» эксперты сомневаются в целесообразности нововведения. По словам председателя Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктора Похмелкина, в сужении дорог нет необходимости, поскольку такой способ только приведет к большему числу аварий.

    «Чтобы снизить смертность на дорогах, надо сокращать число зебр и разводить пешеходов с водителями — например, строить подземные и надземные пешеходы. Автолюбители с большой вероятностью будут лишь толкаться около зебр, злиться и нарушать правила движения. В итоге число ДТП не снизится, а проходимость дорог ухудшится», — прогнозирует собеседник «360». По словам эксперта, сейчас уже есть эффективные средства, например, камеры и таблички с ограничением скорости, и нет смысла вводить новые правила.

    Между тем в прошлом году Росстандарт предложил создавать рядом с домами приподнятые пешеходные переходы, которые будут похожи на лежачих полицейских. Новые переходы предлагалось поднять на 10 сантиметров над уровнем проезжей части. Тогда предложение вызвало широкое негодование как среди специалистов, так и среди обычных водителей.