06 июня 2018, 19:21

Пиар‐ход соцсети закончился смертью человека на Эвересте. И все ради токенов

Читать 360tv в

Рекламная кампания социальной сети ASKfm закончилась гибелью человека. Альпинисты отправились покорять Эверест, чтобы оставить на вершине криптокошелек. Они предложили энтузиастам добраться до указанного места и стать первыми обладателями криптовалюты. Но один из участников экспедиции так и не смог вернуться назад. В видеоотчете компания скрыла этот и продолжила рекламировать промо‐акцию. В адрес компании посыпалась критика из СМИ. Как специалисты оценивают такую кампанию, узнал «360».

Социальная сеть ASKfm объявила о запуске ICO для сбора денег на редизайн и переход на блокчейн-основу. Генеральный директор компании Максим Царик заявил, что этот шаг станет самым массовым в истории сайта. В связи с этим команда ASKfm придумала необычную рекламную кампанию — поднять криптокошелек с 500 тысячами токенов на вершину Эвереста.

Реклама

Всем желающим нужно будет взобраться на гору, найти криптокошелек и стать одними из первых владельцев специального электронного носителя с криптовалютой ASKT. Однако эта акция обернулась гибелью человека. Один из альпинистов получил серьезные обморожения, а сопровождающий местный житель из народа шерпов погиб.

«Шерп стал умирать»

Восхождение 13 мая началось неплохо, сообщает Rock and Ice. Трое украинских альпинистов Роман Городечный, Тарас Поздний и Дмитрий Семеренко отправились в лагерь и активно вели оттуда блог. В лагере их встретили сопровождающие, и они начали покорять Эверест. Когда альпинисты уже были на вершине, они закопали криптокошелек, стоимость которого оценили в 50 тысяч долларов, сделали пару снимков и установили флаг. Неприятности начались на обратном пути.

Погода начала ухудшаться, и альпинисты решили спускаться быстрее. «И здесь начинают облака становиться чернее и чернее, мы судорожно делаем фотки и судорожно начинаем что-то снимать на телефон, руки замерзают в секунду, до состояния, когда невозможно согнуть пальцы», - сообщил Роман Городечный в интервью 4sport.

В это время одному из шерпов стало плохо. Как рассказал Тарас Поздний, «шерп стал умирать». Он остался позади, а остальная команда быстро продвигалась вниз. «Судорожно доделываем фото и видео, и здесь до меня на секунду доходит вся реальность данной ситуации. Высота 8848, ветер плюс снег такой, что на метр ничего не видно. Температура быстро приближается к -40, последний баллон на мне, плюс маска с приколами! На секунду — животный страх, кричу Димону: „Сваливаем, а то мы дофоткаемся“. В этот момент на вершине были три наших шерпа. Диминого шерпу мы видели и, как оказалось, в лагерь он так и не вернулся», — рассказал Городечный.

Альпинисты не знают, что с ним произошло. На данный момент шерп Лам Бабу считается погибшим, но тело его так и не нашли. Тарас Поздний получил обморожения нескольких частей тела, в том числе и глаз. Когда у альпинистов уже не осталось сил, от лагеря они эвакуировались на вертолете.

Скрыть не удалось

После возвращения 17 мая в YouTube появилось видео, на котором сообщили об удачном восхождении. Альпинисты рассказали, как добрались на вершину с флагом компании и оставили там кошелек с токенами. Правда, никаких упоминаний о том, что погиб участник экспедиции, не было.

Только спустя 10 дней издание Financial Times рассказало, чем именно закончилась такая опасная рекламная кампания. В этот же день компания ASKfm объяснила, почему они не стали сообщать о гибели шерпа — все это время руководство поддерживало связь с местными властями, которые знали, что-тот пропал. Участники экспедиции также рассказали, что помогли застрявшему китайскому альпинисту на вершине. По словам ASKfm, альпинисты помогли ему добраться до безопасного места и позже он поблагодарил украинцев за помощь.

После статьи в Financial Times ASKfm сильно раскритиковали. Многие решили, что такая рекламная компания очень рискованная, а промо-акцию вообще назвали «неразумной». После всей критики в СМИ руководство компании рассказало, что происходило во время восхождения. Экспедиция длилась три дня с 13–16 мая. Как и сообщал Роман Городечный, проблемы начались у группы альпинистов при спуске, когда стала портиться погода, а о пропаже шерпа украинцы узнали, уже находясь в лагере.

Позднее глава ASKfm Максим Царик в интервью для Finance Magnates сообщил, что плохая реакция СМИ была лишь из-за скептического отношения к криптовалюте. Он отметил, что после смерти непальца не рекламируют видео с этой акцией. Царик также сказал, что просьбы взбираться на Эверест за токенами были лишь шуткой.

Черный пиар — тоже пиар

Исследователь криптовалют и член Bitcoin Foundation Александр Китченко расценил такую рекламную кампанию ASKfm как попытку ворваться в традиционные СМИ. Часто крупные издания и даже социальные сети по объективным причинам не рекламируют на своих площадках криптовалюту, а такая интересная промо-акция помогла бы заявить о себе. В разговоре с «360» эксперт допустил, что они сейчас «повысят градус» и все чаще будут появляться в СМИ.

«Зачем вообще такие рекламные компании нужны? На Эверест забраться — это желание попасть в традиционные медиа. Без такой истории в традиционные медиа ICO не попасть в принципе, это известный факт, который обсуждается на каждой крупной конференции, посвященной вопросам ICO», — отметил Китченко.

Продажи токенов, как правило, зависят от «шумности» продукта, и в этом смысле ASKfm весьма преуспели. Однако, как сообщил Китченко, покупатель стал более грамотным и начал читать профессиональную литературу, чтобы узнать, насколько реализуемо то, что задумано. Люди не станут вливать деньги в то, в чем не уверены. Собеседник отметил, что у платформы есть свои плюсы — это базовое сообщество пользователей, но если руководство оставит имеющийся функционал, то вряд ли получится стоящая бизнес-модель.

Генеральный директор рекламного агентства Telller.ru Наталья Кузьмина считает, что черный пиар по-прежнему действует. Впрочем, только в том случае, если акция была стратегически продумана. Если же плохое событие произошло в реальности, то такой несчастный случай скорее плохо отразится на продажах токенов. «Если же такая история происходит в реальности, то она действует крайне негативно. Это сильно влияет на репутационный индекс компании, и, скорее всего, никаких не будет продаж и взлета компании», — рассказал она «360».

Реклама

Реклама