10 сентября 2018, 15:46

Арктическая прожарка. Экстремальное потепление даст России торговый карт‐бланш

Читать 360tv в

Ученые зафиксировали рекордное потепление в Арктике в нынешнем веке. Погода в регионе стала не только жарче, но и заметно дождливее. По мнению климатологов, такая «заполярная жара» может привести к таянию ледников и разрушению арктических берегов. С чем связаны изменения температуры в регионе и кто на этом может заработать, разбирался «360».

Российские ученые по итогам 2017-го зафиксировали рекордное потепление в арктической зоне России. Оказалось, что за прошлый год температура в Арктике была выше нормы на 3,23 градуса, пишут «Известия» со ссылкой на данные Минприроды. Для сравнения: в 2016-м средние показатели в регионе превышали оптимальные значения всего на 1,6 градуса.

Согласно исследованию ведомства, такое арктическое потепление является рекордным в XXI веке. Максимальный отрыв от температурной нормы был зафиксирован на территории Якутии и Чукотки. Там средняя температура за год превысила норму на четыре градуса. Причем прошлый год был не только рекордно теплым в Арктике, но и самым дождливым. В 2017-м было зафиксировано превышение нормы осадков на 13%.

Такие температурные рекорды в Минприроды назвали критичными для региона. По мнению ученых, потепление в Арктике ведет к таянию ледников, что может нанести серьезный урон построенным в регионе инфраструктурным объектам. По оценкам Национального управления океанических и атмосферных исследований США, темпы таяния арктических льдов и без теплой погоды увеличились за прошедшие годы и стремительно бьют рекорды последних 1,5 тысячи лет.

Кроме того, изменение температурно-ветрового режима влияет на рост скорости ветра, что особенно опасно для буровых установок на морском шельфе Арктики, сказано в докладе Минприроды. Нефтяные российские компании сейчас активно ведут работы на шельфе, где, по оценкам экспертов, залегает нефтяных продуктов на 20 триллионов долларов.

Проанализировав ситуацию в регионе, ведомство дает неутешительный прогноз. По мнению сотрудников Минприроды, потепление будет продолжаться, причем повышение температуры будет зависеть от концентраций парниковых газов и других антропогенных воздействий. Ученые предсказывают, что обильные осадки в Арктике продолжатся так же, как и будут изменяться уровни снега, льда и вечной мерзлоты.

Виноваты ледники

Опрошенные «360» синоптики согласны с исследованием Минприроды. Рост среднегодовой температуры наблюдается в Арктике с конца 70-х годов, отметил ведущий метеоролог «Гисметео» Леонид Старков. По его словам, в широких высотах, к которым относится арктический регион, изменение температуры наблюдается чаще всего. «Если везде в последние пять-семь лет температура повысилась менее чем на 0,5 градуса, то в высоких широтах это повышение превысило три градуса. Однако этот тренд нельзя назвать линейным. Подтверждением этому является тот факт, что если в 2014 году наблюдалась самая маленькая площадь арктического льда в летний сезон, то этим летом площадь немного увеличилась», — подчеркнул собеседник «360».

Причем в последние годы такие аномалии связаны с внутренней изменчивостью и динамикой климата, добавляет заместитель директора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов. Дело в том, что в Арктике сейчас работает ряд механизмов, которые усиливают уже начавшийся тренд на глобальное потепление.

«Существует связь между таянием льдов и температурой. Когда становится меньше льдов, то площадь океана становится больше и вода начинает поглощать солнечную радиацию. Это тепло накапливается в океане, поверхностные воды становятся теплее, что приводит к еще большому таянию льда. И, как следствие, приводит к потеплению воздуха», — объяснил собеседник «360».

Такая тенденция может привести к тому, что ледяной покров в регионе станет сезонным. «Через 20 лет в летнее время лед может полностью растаять. Это повлечет за собой инфраструктурные разрушения и эрозию арктических берегов», — предупреждает Семенов. Однако похожая ситуация уже происходила пять-шесть тысяч назад, но тогда это событие не принесло серьезных последствий для мирового климата.

Деньги на потеплении

Впрочем, у рекордно теплой погоды в Арктике есть и положительные стороны. Благодаря глобальному потеплению Северный морской путь, который проходит преимущественно вдоль берегов России, может стать «новым Суэцким каналом», по которому будет выгоднее переправлять грузы из Азии в Европу, говорится в статье The Washington Post.

По расчетам издания, путь через Суэцкий канал по южному маршруту занимает 34 дня, а по арктической трассе суда идут всего 23 дня. Это преимущество Североморского пути возникло как раз из-за таяния льдов. Дело в том, что за последнее десятилетие площадь ледового покрытия сократилась на 13%, что сделало движение по этому маршруту возможным с июля по октябрь. Еще одним плюсом Севморпути является отсутствие пиратов, которые часто нападают на моряков в районе Сомали в горловине Красного моря. Вдобавок этот маршрут пока не особо популярен среди поставщиков, поэтому в отличие от Суэцкого канала там практически никогда не бывает очередей.

С другой стороны, у Севморпути есть и недостатки. Первым является незаселенность территории и крайне слабое развитие инфраструктуры, что в случае аварии может иметь катастрофические последствия для судов. Второй недостаток — зависимость от властей России, так как Севморпуть главным образом пролегает в ее особой экономической зоне, подчеркивает WP.

На деле такие минусы не особо испугали мировых перевозчиков. Датская логистическая компания Maersk еще в конце августа заявила, что собирается пустить по Севморпути первый контейнер с грузом. «Из-за потепления возможности Севморпути значительно увеличатся и маршрут станет доступным не только на три-четыре летних месяца, а на протяжении полугода. Не исключаю, что через 15-20 лет Севморпуть станет привлекательней для перевозки грузов, чем сегодняшний лидер — Суэцкий канал», — подчеркнул Владимир Семенов.

За 2017 год через Суэцкий канал было перевезено свыше миллиарда тонн грузов. Это в пять тысяч раз больше, чем прошло по Северному морскому пути за аналогичный период времени.

Реклама

Реклама